Войти
Территория кровельщика
  • Органы растений: их функции, строение и метаморфозы Функции главных органов растений
  • Баклажаны: фото и описание сортов, уход и выращивание
  • Биосфера – глобальная экосистема Биосфера как и любая экосистема является
  • Стрелолист - водные растения семейства Частуховые
  • Растение, которое несёт хозяину денежное благополучие — Толстянка Серебристая
  • Философия и мифология в садово-парковом искусстве японии
  • Памятники установленные в рамках программы монументальной пропаганды. План монументальной пропаганды и разработка механизма воздействия на сознание и настроения граждан советской россии

    Памятники установленные в рамках программы монументальной пропаганды. План монументальной пропаганды и разработка механизма воздействия на сознание и настроения граждан советской россии

    МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ПЛАН, программа художественного воплощения идей революции, послужившая идейно-организационной базой для монументального искусства СССР.

    У истоков плана стояли В.И.Ленин и А.В.Луначарский . Его задачи были определены декретом Совнаркома (от 14 апреля 1918) о снятии памятников «царей и их слуг» и разработке монументов нового типа. 30 июля Совнарком утвердил список лиц, которым необходимо поставить памятники; в список вошли как собственно революционеры, так и те выдающиеся деятели культуры, чье творчество было признано особенно исторически-прогрессивным. После этого идея, впервые высказанная в Городе Солнца Т.Кампанеллы (1602), о социальном воспитании и просвещении народа посредством монументальных художественных образов стала внедряться в жизнь с беспрецедентной в истории энергией и размахом (вторым стимулирующим примером, наряду с теорией Кампанеллы, была практика Французской революции с ее вандализмом по отношению к старинным культовым символам и сооружениям и попыткой широкомасштабной замены их знаками нового «культа Разума»).

    За короткий срок, в основном в течение одного года, в разных городах России были установлены многочисленные памятники (М.Робеспьеру, А.Н.Радищеву, К.Марксу, К.Марксу и Ф.Энгельсу, Н.Г.Чернышевскому, Т.Г.Шевченко, А.В.Кольцову, С.Н.Халтурину, Г.В.Плеханову и др.) – чаще всего с использованием старых постаментов, где прежде стояли «цари и их слуги», – а также мемориальные доски с лозунгами и сюжетно-символическими рельефами. Наряду со скороспелыми поделками и даже курьезами (так в Свияжске на Волге по инициативе местных властей, «вне списка», был открыт памятник Иуде Искариоту) в русле плана возник целый ряд выдающихся работ, чьи авторы были искренне увлечены романтикой времени. Особого упоминания заслуживают произведения С.Т.Коненкова (мемориальная доска Павшим в борьбе за мир и братство народов , цемент, 1918–1919; Степан Разин со своей дружиной , дерево, 1918–1919; ныне оба хранятся в Русском музее) и П.И.Бромирского (памятник В.И.Сурикову в виде фигуры апокалиптического ангела с мечом, оцинкованное железо, 1919; не сохранился). Повсеместно ощущался строгий цензурный контроль: к примеру, созданный Б.Д.Королевым для Москвы образ М.А.Бакунина, держащего в руках собственную голову (1919), был вскоре снесен «по требованию трудящихся» (остался не установленным, а затем тоже был уничтожен и Ангел Бромирского). Подавляющее большинство монументов, изготовленных, как правило, из нестойких материалов типа наскоро покрашенного гипса и некачественного цемента, было достаточно быстро разрушено временем и погодой. Сохранилась лишь часть агитационно-мемориальных досок, среди монументов же наиболее значительным исключением являются величавые фигуры А.И.Герцена и Н.П.Огарева перед старым зданием Московского государственного университета (скульптор Н.А.Андреев, цемент, гранит, 1922).

    Войдя в соцреалистическую программу, план достиг максимальной масштабности к середине 20 в., когда разветвленная, строго стилистически унифицированная система памятников (от крупных, порою гигантских фигур вождей в больших городах и на «великих стройках коммунизма» до скромных образов трудящихся и спортсменов в парках и вдоль дорог) плотно охватила всю Страну Советов. Позднее, в «оттепельно-застойный» период, план продолжал развиваться количественно (в производственной системе специальных комбинатов монументального искусства), но претерпел роковой внутренний надлом, поскольку искусство скульптуры и оформительского дизайна в лучших своих образцах все более упорно уходило в сторону от агитпропа в область «чистых форм», проникнутых «безыдейным» авангардизмом.

    1. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Пл. Революции. 1918.

    В.И.Ленин произносит речь на открытии памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года.

    Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям

    2. Павшим за мир и братство народов. Красная пл. 1918. (Мемориальная доска).

    В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов 7 ноября 1918 года.

    Самая известная из мемориальных досок тех лет - "Павшим в борьбе за мир и братство народов", исполненная скульптором С. Т. Коненковым, была открыта 7 ноября 1918 года на стене Сенатской башни Кремля и посвящена памяти павших борцов октябрьской революции.
    На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова.
    Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) - в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами - восходящее солнце, лучи которого составлены из слов "Октябрьская 1917 Революция".
    Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года. Cейчас она хранится в фондах Музея Современной истории России

    В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:

    на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: "Религия - опиум для народа", на фронтоне - медальон с текстом: "Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся";

    на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (архитектор С. Чернышев);

    на колонне Большого театра - доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: "Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести" (не сохранилась);

    на здании Малого театра - барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: "В борьбе обретешь ты право свое" (не сохранились);

    на доме № 25 по Тверскому бульвару - доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).

    3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Советская пл. 1918.

    Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.
    Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма.
    В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы, которая придала памятнику новый, глубоко символический образный смысл. В ней скульптор Н. А. Андреев стремился воплотить не только пафос победившей революции, но и наивную веру своего поколения в торжество идеи Свободы в самом широком ее понимании.
    Обелиск Советской Конституции, названный вскоре Обелиском Свободы, был разобран в 1939 году в связи с реконструкцией Советской площади.

    4. Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.

    Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
    В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
    Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен, в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
    В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.

    5. Мысль. Цветной бульвар. 1918.

    На фотографии на заднем плане памятник Ф. М. Достоевскому.

    Гранитная статуя "Мысль" выполнена С. Д. Меркуровым в 1913 году. С 1956 года стоит на могиле автора на Новодевичьем кладбище.

    6. К. Марксу. Садовая-Триумфальная ул. 1918— 1919.

    7. К. Марксу. (Ульяновская ул.). 1918—1919.

    8. А. Н. Радищеву. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

    Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
    Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
    В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры.

    9. Робеспьеру. Александровский сад. 1918.

    Бетонный памятник Робеспьеру (фигура в рост) работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, был взорван контрреволюционерами в ту же ночь.

    10. А. В. Кольцову. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
    скульптор С. Сырейщиков

    С. А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. В. Кольцову. 1918, ноябрь, 3. Москва

    11. И. С. Никитину. Театральная (Свердлова) лл. 1918.
    скульптор А. Блажиевич

    12. Т. Г. Шевченко. Рождественский бульвар. 1918.

    Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.

    13. И. П. Каляеву. Перед Александровским садом. 1918.
    cкульптор Б. Лавров

    14. С. Н. Халтурину. Миусская пл. 1918.
    Cкульптор С. Алешин

    15. С. Л. Перовской. Миусская пл. 1918.
    Cкульптор С. Алешин

    16. Ф. М. Достоевскому. Цветной бульвар. 1918.

    Гранитная статуя Ф. М.Достоевского была выполнена С. Д. Меркуровым в 1914 году по заказу миллионера Шарова. По легенде моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский.Мировая война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. После опубликования 2 августа 1918 года списка лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, где, в частности, значилось и имя Достоевского, Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила работу Меркурова, и 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.
    В 1936 году в связи с реконструкцией бульвара памятник был перенесен на новое место - во двор одного из флигелей бывшей Мариинской больницы, где родился писатель (улица Достоевского, 2). С 1928 года здесь размещается Музей - квартира Ф. М. Достоевского.

    17. М. Е. Салтыкову-Щедрину. Серпуховская (Добрынинская) пл. 1918.

    18. Ж. Жоресу. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
    скульптор С. И. Страж

    19. Г. Гейне. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

    20. Э. Верхарну. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

    21. М. А. Бакунину. Тургеневская пл. 1919.

    Модель памятника М. А. Бакунину

    Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять

    22. «Степан Разин с ватагой». Красная пл. 1919.

    Фрагмент сульптурной группы "Степан Разин со своею дружиной", установленной в Москве на Красной площади 1 мая 1919 года

    За выполнение скульптурного изображения Разина для установки в Москве на Красной площади взялся Сергей Тимофеевич Конёнков. Он создал необычную монументально-декоративную композицию «Степан Разин с ватагой».
    Эта композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
    Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
    Скульптурная группа «Степан Разин с ватагой» простояла на Красной площади всего 25 дней. Из-за недостаточных размеров она совершенно терялась на фоне кремлевских башен, Покровского собора, массивного здания ГУМа и потому была перенесена для демонстрации в один из музеев. Позже её перевезли в Ленинград и поместили на вечное хранение в экспозицию Русского музея.

    23. Ж.-Ж. Дантону. Пл. Революции. 1919.

    Н. А. Андреев создает колоссальную голову Ж. Ж. Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

    24. Ж.-П. Марату. Симонова слобода. 1919.

    25. А. И. Герцену. Перед Университетом. 1922.

    26. Н. П. Огареву. Перед Университетом. 1922.

    27. К. А. Тимирязеву. Никитские ворота. 1923.

    Последние 3 памятника сохранилиь на своих первоначальных местах и по ним много общеизвестной информации.

    Буду рад любым исправления и дополнениям!

    Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года.

    В рамках ленинского плана монументальной пропаганды в Петрограде в 1918-1920 годах было установлено около 20 скульптур.

    Памятник А. Н. Радищеву (1918 г., скульп. Л. В. Шервуд)

    Открыт 22 сентября 1918 года. Находился в символическом проломе ограды сквера Зимнего дворца со стороны набережной.

    Из речи Луначарского (в пересказе "Петроградской правды")

    Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции.

    Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился. 1

    Памятник Ф. Лассалю (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

    Открыт 6 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у здания Городской думы на Невском проспекте. Снят в 1938 году.

    Памятник Н. А. Добролюбову (1918 г., скульп. К. Ф. Зале)

    Открыт 27 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Тучкова моста до 1924 г.

    Памятник К. Марксу (1918 г., скульп. А. Т. Матвеев)

    Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Смольного института.

    Памятник "Красногвардеец" (1918 г., скульп. В. Л. Симонов)

    Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом проспекте В.О. Существовал до 1923 года.

    Памятник Н. Г. Чернышевскому (1918 г.)

    Памятник Г. Гейне (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

    Памятник Т. Г. Шевченко (1918 г., скульп. Я. Тильберг)

    Находился возле мечети. Существовал до 1926 года.

    В Петрограде состоялось торжественное открытие памятника украинскому народному поэту Тарасу Шевченко. Это – первый в России памятник Шевченко.

    Памятник С. Перовской (1918 г., скульп. О Гризелли)

    Открыт 29 декабря 1918 года. Находился на Знаменской улице. Снят по постановлению Петросовета от 8 апреля 1919 года.

    А. В. Луначарский об открытии памятника:

    Некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят. 1

    Памятник А. И. Герцену (1919 г., скульп. Л. В. Шервуд)

    Памятник Огюсту Бланки (1919 г.)

    Памятник Дж. Гарибальди (1919 г., скульп. К. Зале)

    Памятник Борцам революции (1919 г., арх. Л. В. Руднев)

    Скульптура "Великому Металлисту" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

    Находилась у Дворца труда.

    Скульптура "Освобожденный труд" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

    В. М. Ходасевич:

    Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого "Пролетария" и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно. 1

    Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Она была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт.

    Являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства.

    Монументальная пропаганда, предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, “симфонии гудков”» и др.), стимулировала развитие монументально - декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства.

    В 20-30-е гг. наблюдается небывалый расцвет скульптуры, особенно монументальной, так как государством была принята программа монументальной пропаганды.

    Особое место среди первых мероприятий Советской власти имел Ленинский план монументальной пропаганды, осуществление которого началось вслед за опубликованием 12 апреля 1918г. Советом Народных Комиссаров за подписью В. И, Ленина декрета “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции”: “Во ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью для использования утилитарного характера. 2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществу республики и заведующему отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда определить, какие памятники подлежат снятию, З) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни российской социалистической революции. 4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в дни Первого Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс. 5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в дни Первого Мая и замену подписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России”.

    В разъяснение декрета 18 июля 1918 г., отдел изобразительных искусств Наркомпроса направил в Совнарком следующую декларативную записку: “По инициативе Председателя Совнаркома т. В.И. Ленина комиссар народного просвещения сделал в заседании 1918 года предложение художественной коллегии поставить памятники лицам, выдающимся в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства”.

    “Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т.п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будящие умы и сознание масс”.

    30 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил “Список лиц, коим предположено поставить монументы в городе Москве и других городах Российской федеративной Советской Социалистической Республики”. Представленный в Совет Народных Комиссаров список был разбит на шесть разделов: 1) революционные и общественные деятели; 2) писатели и поэты; З) философы и ученые; 4) художники; 5) композиторы; 6) артисты.

    Примером использования старых памятников может служить переделка обелиска в Александровском саду сохранившегося и поныне. С обелиска, посвященного 300-летию династии Романовых, были стесаны имена царей Романовых и их герб и на их месте вырублены имена деятелей “международной революции”.

    Важную роль в монументальной пропаганде играли доски с надписями, излагающими главные принципы новой жизни. Примером тому явилась доска, сделанная в виде флага, распластанного на колонне Большого театра. На доске - текст (слова Н.Г. Чернышевского): “Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести”. На стене Государственного Исторического музея появился картуш с изречением Энгельса: “Уважение к древности есть, несомненно, один из признаков истинного просвещения”. На фасаде типографии “Красный Пролетарий” был расположен барельеф, изображавший лежащего шахтера, дробящего породу. Текст под барельефом гласил: “Слава угнетенным, лишенным солнца, дарующим свет и тепло”. На стене Наркомата обороны со стороны улицы Фрунзе был помещен барельеф И. Ефимова с надписью: “Кто не работает, пусть не ест”.

    Одним из наиболее удачных примеров памятной доски является рельеф “Слава павшим в борьбе за мир и братство народов” (1918), созданный С.Т. Коненковым для Сенатской башни Московского Кремля.

    В это же время делаются и временные памятники-фигуры. В их создании принимают участие все наиболее талантливые скульпторы: Андреев, Матвеев, Меркуров, Сандомирская, Синайский, Ефимов, Златоврацкий, Гюрджан.

    Первым произведением, появившимся после принятия декрета о монументальной пропаганде, стал памятник Радищеву, созданный Л.В. Шервудом (1871-1954) и установленный, в Петрограде на дворцовой площади. Открытие памятника состоялось 22 сентября 1918 г. в присутствии большого числа трудящихся Петрограда и бойцов Красной Армии. При открытии были произнесены речи о жизни и деятельности Радищева. Событие имело большое политическое и культурное значение. По предложению В. И. Ленина, с памятника Радищеву был сделан второй отлив, установленный в Москве 6 октября 1918 г. на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского). Это был первый памятник, поставленный в Москве.

    “Радищев” был, по существу, камерным, интерьерным произведением, вынесенным на центральную площадь большого города. Но в силу своей гражданской тенденции, этот памятник был принят революционной общественностью и печатью вполне благожелательно. На этом примере видно, что памятники того времени, не всегда были сами по себе монументальны.

    В первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1918 г. происходит открытие новых больших групп памятников в Москве, Петрограде и других городах. Среди петроградских памятников, открытых в этот день, следует отметить созданную А.Т. Матвеевым фигуру К.Маркса, к сожалению не сохранившуюся, но известную нам по фотографиям. В Москве 7 ноября 1918 г. были открыты: на Красной площади, на стене Сенатской башни уже упомянутая выше мемориальная доска Коненкова, на площади Революции - памятник Марксу и Энгельсу скульптора С. А. Мезенцева. Всего в Москве только в 1918г. было открыто 19 памятников. По установившейся традиции церемонии открытия происходили по воскресеньям в торжественной обстановке.

    Деятельность скульпторов по осуществлению плана монументальной пропаганды велась и в последующее время. В начале 1919 г. в работе находилось свыше 40 проектов, многие из которых до нашего времени не дошли. Разумеется, и сами памятники дошли до нас лишь в небольшой своей части, так как делались по преимуществу из временных материалов. Из монументов, до сих пор живущих или живших до недавнего времени в архитектурных ансамблях площадей и улиц, следует отметить следующие московские памятники: обелиск “Советская конституция”, созданный в 1918-1919 гг. архитектором Д.П. Осиповым и скульптором Н.А. Андреевым, фигуры Герцена и Огарева того же Андреева, установленные в 1922 г., и памятник Тимирязеву С. Д. Меркурова (1923).

    Обелиск “Советская конституция”, стоял до конца 1940 г. на Советской площади в Москве. Н.А. Андреев (1873 - 1932) - опытный скульптор-монументалист, автор созданного еще до революции московского памятника Гоголю, проникся революционными настроениями и создал фигуру Свободы в духе той символики, которая характеризует многие ранние советские плакаты, картины, скульптуры. Фигуры А.Н. Герцена и Н.А. Огарева, стоящие во дворе старого Московского университета, выдержаны в традиционном для памятника стиле. “Тимирязев” С.Д. Меркурова (1881 - 1952), поставленный у Никитских ворот, трактован в строгих угловатых формах, создает ощущение суровости и твердости.

    Монументальная пропаганда осуществлялась не только в Москве и Петрограде, но и в других городах страны, где установилась Советская власть. В Саратове были сооружены памятники А.Н.Радищеву и В.Г. Белинскому. В Минске в годовщину Красной Армии в 1919 г. открыт монумент “Красноармеец”. В 1918 г. в Киеве скульптор И.М. Чайков сделал памятники К. Марксу и К. Либкнехту. В 1921 г. И. Чайков сооружает на Крещатике новый памятник Марксу. В 1919 г. в Омске скульптор И.Д. Шадр работает над проектом памятника “Октябрьской Революции”. В Калуге в 1920 г. М. Г. Манизер (1891-1966) устанавливает памятник К. Марксу. В 1921 г. скульптор С. Меркуров создает в Симбирске (Ульяновске) памятник К. Марксу. Скульптор В.И. Мухина (1889 - 1953) работала над проектом памятника революции для города Клина и т. д.

    Некоторые очень смелые идеи так и не были осуществлены. Это касается проекта “Памятника III Интернационалу” Владимира Татлина (1920), вся композиция которого должна была двигаться. Это была 400-метровая (по авторскому замыслу) спираль, она включала ряд простейших форм. Куб в идеале должен был вращаться со скоростью один оборот в год, пирамида делала оборот в месяц, цилиндр - в сутки. Кроме того, памятник должен был иметь станцию прожекторов, которая проектировала бы световые буквы на облака, из таких букв можно было бы составлять лозунги на события дня. Проект башни можно считать первым кинетическим архитектурно-скульптурным замыслом в новом искусстве.

    Преобразования в архитектуре начались с того, что изменялось назначение старых архитектурных объектов, созданных в дореволюционное время. После национализации жилые многоквартирные дома, дворцы, усадьбы превращались в рабочие клубы, музеи, общественные учреждения, поликлиники, детские сады, жилые квартиры трудящихся.

    В 20-е гг. был положен конец стихийной застройке городов, так как исчезла частная собственность на землю. Были разработаны планы упорядоченного развития больших городов (Москва, Ленинград, Баку, Ереван и др.).

    В этой обстановке создавался новый стиль советской архитектуры. Он имел три основных истока:

    1) традиционная архитектура;

    2) рационализм;

    3) конструктивизм;

    Традиционная архитектура основывалась на традиции классической архитектуры. Ее представляли архитекторы В. Жолтовский, А. Таманян, В. Фомин и А. Щусев.

    Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм. В 1925 г. конструктивисты объединились в “Общество современных архитекторов” (ОСА), издавали журнал “Современная архитектура” во главе с братьями А. и В. Весниными и М. Гинзбургом.

    Конструктивисты, считая, что главная задача художника не изображать предметный мир, а “конструировать” его, настаивали на том, что форма здания должна диктоваться его функциональным назначением, применяемыми материалами и строительными конструкциями. Они не требовали нового архитектурного оформления, а требовали соответствия архитектуры новым социальным условиям и новой строительной технике. Среди конструктивистов наиболее видными были М.Я. Гинзбург, братья Веснины - Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович, И. Леонидов.

    Наряду с этим существовало еще одно влиятельное направление - “рационалисты”, которые особое значение придавали поискам выразительной архитектурной формы. В 1923 г. была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), лидером и теоретиком которой был Н. Ладовский, а известным архитектором-практиком - К.Мельников (павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925; клуб им. Русакова в Москве, 1927).

    Рационалисты, среди них наиболее известные В.А. Ладовский и К. Мельников, главное внимание уделяли проблеме художественного образа архитектуры. Свои искания они сосредоточили на широком применении новейших строительных материалов и конструкций. Ладовский в числе первых в мировой архитектуре ХХ в. выдвинул проблематику рациональных основ восприятия архитектурной формы. Мельников применял элементы мобильной формы для проекта памятника Колумбу (1929).

    Поиски нового не обходились без творческих неудач: не учитывающие реальных условий жизни “дома-коммуны”, протекающие плоские крыши. Неприглядный вид простых архитектурных форм из-за некачественных строительных материалов - все это дискриминировало новую архитектуру и побуждало отдать предпочтение старой.

    В середине 20-х гг. начались творческие поиски применения теоретических позиций и практики конструктивистов и рационалистов. За годы первой пятилетки было построено свыше 1500 новых промышленных предприятий, и сооружений, среди них такие объекты как Днепровская ГЭС, “Уралмаш”. С этим было связано и массовое жилищное строительство, вырастали новые города: Магнитогорск, Комсомольск - на - Амуре, Караганда и др. Реконструировались старые города.

    В связи с введением в эксплуатацию большого объема жилья в 1929 - 1932 гг. сформировался новый тип жилища - многоквартирный секционный жилой дом в 4 - 5 этажей.

    В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий - рабочий клуб (дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, “Каучук”, “Буревестник” архитектора К. С. Мельникова).

    Уникален мавзолей В. И. Ленина, созданный по проекту А. Щусева. Это гробница, это памятник и правительственная трибуна во время праздничных демонстраций, которые проходили на Красной площади в Москве, это, наконец, архитектурно-композиционный центр ансамбля Красной площади.

    Ко дню похорон Ленина был построен временный деревянный Мавзолей. Затем сооружен более капитальный деревянный, который через 5 лет заменили на каменное здание (1929 - 1930) из железобетона и кирпича с облицовкой из красного кварцита и черного лабрадора.

    Советского правительства по реализации этого плана. Началом Монументальная пропаганда был декрет СНК от 12 апреля 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» («О памятниках республики»). Декрет предусматривал снятие монументов, не имеющих исторической и художественной ценности, создание произведений революционного монументального искусства. Уже к 1 мая 1918 был снят или закрыт ряд монархических памятников, создано праздничное оформление многих городов, открыт временный памятник К. Марксу в Пензе (скульптор Е. В. Ревдель). Осуществление Монументальная пропаганда осложнялось большими организационными и материально-техническим трудностями и саботажем буржуазной интеллигенции. Список новых памятников, которые предполагалось воздвигнуть в память революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов (69 имён), был утверждён СНК 30 июля 1918. Первым из них сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, открыт 22 сентября), повторенный затем для Москвы (открыт 6 октября; ныне в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Празднование первой годовщины Октябрьской революции было отмечено открытием многих новых памятников, мемориальных досок с агитационными надписями, а также архитектурно-живописным оформлением городов (Москва, Петроград, Саратов, Витебск и др.) и некоторых деревень. Закладка и открытие памятников рассматривались как важное политическое событие и в агитационно-воспитательных целях проводились в торжественной обстановке, с митингами. Несколько раз на таких митингах выступал В. И. Ленин, в том числе 7 ноября 1918 на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С. А. Мезенцев) на площади Революции и мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (скульптор С. Т. Конёнков, ныне в Руссском музее в Ленинграде) на Красной площади в Москве. Произведения Монументальная пропаганда создавались преимущественно как временные, из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие памятники и доски предполагалось впоследствии перевести в «вечные» материалы. В 1919-20, когда в связи с тяжёлым военным и хозяйственным положением страны практические работы по Монументальная пропаганда сократились, получили развитие такие формы Монументальная пропаганда , как конкурсы на проекты монументов, торжественные закладки будущих памятников (К. Марксу, А. И. Герцену, Я. М. Свердлову и др. в Москве; К. Либкнехту и Р. Люксембург, Парижской Коммуне 1871 в Петрограде), перепланировка архитектурных ансамблей, связанных с новыми памятниками [напр., Марсова поля в Петрограде с памятниками «Борцам революции» (1917-19, архитектор Л. В. Руднев) и партерным садом (1920-23, архитектор И. А. Фомин)]. Большое место в Монументальная пропаганда этого периода заняли темы интернационального братства трудящихся (монументы в национальных республиках, оформление конгрессов Коминтерна и Съезда трудящихся Востока, массовые зрелища) и перехода к мирному труду (памятники и зрелища, посвященные «Освобождённому труду»). С укреплением Советской власти Монументальная пропаганда распространяется на Киев (декрет СНК Украинской ССР от 7 мая 1919), Самарканд и другие города, с 1920 - на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 - на Армению и Грузию. С 1922, с улучшением хозяйственного положения Советской республики и особенно в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции, начинается новый подъём Монументальная пропаганда В 1922-23 начали сооружать памятники из прочных материалов, сохранившиеся и поныне: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву (цемент с гранитной крошкой, скульптор Н. А. Андреев), К. А. Тимирязеву (гранит, скульптор С. Д. Меркуров) в Москве; Н. А. Некрасову (бронза, скульптор В. В. Лишев) и В. Володарскому (бронза, гранит, скульпторы М. Г. Манизер и Л. В. Блезе-Манизер, архитектор В. А. Витман; открыт в 1925; см. илл. ) - в Ленинграде; памятник «Борцам революции» в Саратове (гранит, скульптор Б. Д. Королёв, открыт в 1925). Опыт Монументальная пропаганда был использован в сооружениях, увековечивших средствами монументального искусства память В. И. Ленина (например, памятник В. И. Ленину на площади Ленина в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко; см. илл. ). Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Монументальная пропаганда была способом обновить облик советских городов, художественно оформить новый общественный быт. Монументальная пропаганда являлась социальным заказом, способствовавшим привлечению к сотрудничеству с Советской властью творческой интеллигенции, её перевоспитанию в духе революционных идей. Многие произведения Монументальная пропаганда (в т. ч. неосуществлённые проекты) сыграли огромную идейно-воспитательную роль, привлекли внимание масс к вопросам искусства, внесли ряд новых художественных, архитектурных, градостроительных и других идей, оказавших плодотворное влияние на дальнейшее развитие советского искусства. Монументальная пропаганда , предполагавшая широкий синтез искусств (наряду с архитектурой и изобразительным искусством также литература, театр, музыка, например массовые зрелища, «симфонии гудков» и др.), стимулировала развитие монументально-декоративного искусства, отстававшего в предреволюционный период от других родов искусства. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана Монументальная пропаганда Участие в Монументальная пропаганда было большой практической школой для многих мастеров советского искусства. В истории советской художественной культуры в целом Монументальная пропаганда стала тем важнейшим этапом, на котором впервые чётко определились принципы партийности и народности советского искусства.

    Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191-192; т. 51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сборнике: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, «Декоративное искусство СССР», 1968, № 4; его же. Кому пролетариат ставит памятники, «Декоративное искусство СССР», 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За ленiнським планом. Монументальна пропаганда на Украïнi в першi poки радянськоï влади, Киïв, 1969.