Войти
Территория кровельщика
  • Полезен ли томатный сок для нашего организма
  • Полезные свойства лососевой икры для человека
  • Ценные советы для тех, кто хочет похудеть с томатным соком
  • Полезные свойства и вредные качества паслена черного
  • Лечение суставов желатином: как пить и сколько, рецепты настоек и растирок
  • Активированный уголь для похудения
  • Никколо Паганини: биография и интересные факты из жизни, факты и мифы. История жизни Где родился паганини

    Никколо Паганини: биография и интересные факты из жизни, факты и мифы. История жизни Где родился паганини

    Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами.

    Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

    Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

    Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики. Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

    Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

    Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

    Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

    "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7 удивительных фактов из биографии великого маэстро.

    1. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".

    "Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа".

    3. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

    4. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".

    5. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

    6. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления, а однажды его позвали исполнить масонский гимн перед итальянской великой ложей. Конечно, за выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить небольшое состояние.

    7. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.

    Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников.
    Ф. Лист

    В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» - так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.

    Паганини родился в семье мелкого торговца. С четырех лет мандолина, скрипка и гитара стали спутниками жизни музыканта. Учителями будущего композитора сначала был отец - большой любитель музыки, а затем Дж. Коста - скрипач собора Сан-Лоренцо. Первый концерт Паганини состоялся, когда ему было 11 лет. Среди исполняемых сочинений в нем прозвучали и собственные вариации юного музыканта на тему французской революционной песни «Карманьола».

    Очень скоро имя Паганини приобрело широкую известность. Он концертировал по Северной Италии, с 1801 по 1804 г. жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприсов для скрипки solo. В расцвете своей исполнительской славы Паганини на несколько лет сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке (1805-08), после которой вновь и окончательно вернулся к концертированию. Постепенно слава о Паганини вышла за пределы Италии. Многие европейские скрипачи приезжали померяться с ним силами, но никто из них не мог стать его достойным конкурентом.

    Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие - шарлатаном; имя его еще при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами. Тому, впрочем, немало способствовало своеобразие его «демонической» внешности и романтические, связанные с именами многих знатных женщин, эпизоды биографии.

    В возрасте 46 лет, на вершине славы, Паганини впервые выезжает за пределы Италии. Его концерты в Европе вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства. Ф. Шуберт и Г. Гейне, И В. Гете и О. Бальзак, Э. Делакруа и T. A. Гофман, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Дж. Россини, Дж. Мейербер и многие другие находились под гипнотическим влиянием скрипки Паганини. Ее звуки возвестили о новой эре в исполнительском искусстве. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество Ф. Листа, называвшего игру итальянского маэстро «сверхъестественным чудом».

    Европейское турне Паганини продолжалось 10 лет. На родину он вернулся уже тяжело больным человеком. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

    Ярчайший представитель романтизма в музыке Паганини был в то же время глубоко национальным художником. Его творчество во многом исходит из художественных традиций итальянского народного и профессионального музыкального искусства.

    Произведения композитора и сегодня широко звучат на концертной эстраде, продолжая пленять слушателей нескончаемой кантиленой, виртуозной стихией, страстностью, беспредельной фантазией в раскрытии инструментальных возможностей скрипки. К наиболее часто исполняемым сочинениям Паганини относятся «Кампанелла» («Колокольчик») - рондо из Второго скрипичного концерта и Первый скрипичный концерт.

    Венцом виртуозного мастерства скрипачей до сих пор считаются знаменитые «24 каприччи» для скрипки solo. Остаются в репертуаре исполнителей и некоторые вариации Паганини - на темы опер «Золушка», «Танкред», «Моисей» Дж. Россини, на тему балета «Свадьба Беневенто» Ф. Зюсмайера (композитор назвал это сочинение «Ведьмы»), а также виртуозные сочинения «Венецианский карнавал» и «Вечное движение».

    Паганини превосходно владел не только скрипкой, но и гитарой. Многие его сочинения, написанные для скрипки и гитары, до сих пор входят в репертуар исполнителей.

    Музыка Паганини вдохновляла многих композиторов. Некоторые его произведения обработаны для фортепиано Листом, Шуманом, К. Римановским. Мелодии же «Кампанеллы» и Двадцать четвертого каприса легли в основу обработок и вариаций композиторов различных поколений и школ: Листа, Шопена, И. Брамса, С. Рахманинова, В. Лютославского. Сам же романтический образ музыканта запечатлен Г. Гейне в его повести «Флорентийские ночи».

    Родился в семье мелкого торговца, любителя музыки. В раннем детстве учился у отца игре на мандолине, затем на скрипке. Некоторое время занимался у Дж. Косты - первого скрипача собора Сан-Лоренцо. В возрасте 11 лет выступил с самостоятельным концертом в Генуе (среди исполненных произведений - собственные вариации на французскую революционную песню «Карманьола»). В 1797-98 концертировал по Северной Италии. В 1801-04 жил в Тоскане, в 1804-05 - в Генуе. В эти годы им были написаны «24 каприччи» для скрипки соло, сонаты для скрипки с аккомпанементом гитары, струнные квартеты (с гитарой). После службы при дворе в Лукке (1805-08) Паганини всецело посвятил себя концертной деятельности. Во время концертов в Милане (1815) состоялось состязание между Паганини и французским скрипачом Ш. Лафоном, признавшим себя побеждённым. Оно явилось выражением борьбы, происходившей между старой классической школой и романтическим направлением (впоследствии подобное состязание в области пианистического искусства состоялось в Париже между Ф. Листом и З. Тальбергом). Выступления Паганини (с 1828) в Австрии, Чехии, Германии, Франции, Англии и др. странах вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства (Листа, Р. Шумана, Г. Гейне и др.) и утвердили за ним славу непревзойдённого виртуоза. Личность Паганини была окружена фантастическими легендами, чему способствовали своеобразие его «демонического» облика и романтические эпизоды биографии. Католическое духовенство преследовало Паганини за антиклерикальные высказывания, сочувствие движению карбонариев. После смерти Паганини папская курия не дала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах Паганини был перевезён в Парму. Образ Паганини запечатлён Г. Гейне в повести «Флорентийские ночи» (1836).

    Передовое новаторское творчество Паганини - одно из ярких проявлений музыкального романтизма, получившего распространение в итальянском искусстве (в т.ч. в патриотических операх Дж. Россини и В. Беллини) под влиянием нац.-освободит. движения 10-30-х гг. 19 в. Иск-ву Паганини во многом было родственно творчество франц. романтиков: комп. Г. Берлиоза (к-рого Паганини первый высоко оценил и активно поддерживал), живописца Э. Делакруа, поэта В. Гюго. Паганини увлекал слушателей пафосом исполнения, яркостью образов, полётом фантазии, драм. контрастами, необычайным виртуозным размахом игры. В его иск-ве т.н. свободного фантазирования проявлялись особенности итал. нар. импровизац. стиля. Паганини первым из скрипачей исполнял конц. программы наизусть. Смело вводя новые приёмы игры, обогащая колористич. возможности инструмента, Паганини расширил сферу воздействия скр. иск-ва, заложил основы совр. техники игры на скрипке. Он широко использовал весь диапазон инструмента, применял в игре растяжку пальцев, скачки, разнообразную технику двойных нот, флажолеты, pizzicato, ударные штрихи, игру на одной струне. Нек-рые произв. Паганини настолько трудны, что после его смерти долгое время считались неисполнимыми (первым их начал играть Я. Кубелик).

    Паганини - выдающийся композитор. Его соч. отличаются пластичностью и напевностью мелодий, смелостью модуляций. В его творч. наследии выделяются «24 каприччи» для скрипки соло ор. 1 (в нек-рых из них, напр. в 21-м каприччо, применены новые принципы мелодич. развития, предвосхищающие приёмы Листа и Р. Вагнера), 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром (D-dur, 1811; h-moll, 1826; заключит. часть последнего - знаменитая «Кампанелла»). Большое место в творчестве Паганини занимали вариации на оперные, балетные и нар. темы, камерно-инстр. произв. и др. Выдающийся виртуоз на гитаре, Паганини написал также ок. 200 пьес для этого инструмента.

    В своём композиторском творчестве Паганини выступает как глубоко нац. художник, опирающийся на нар. традиции итал. муз. иск-ва. Созданные им произв., отмеченные самостоятельностью стиля, смелостью фактуры, новаторством, послужили отправной точкой для всего последующего развития скр. иск-ва. Связанный с именами Листа, Ф. Шопена, Шумана и Берлиоза переворот в фп. исполнительстве и иск-ве инструментовки, начавшийся в 30-х гг. 19 в., был в значит. мере вызван воздействием иск-ва Паганини. Оно сказалось также на формировании нового мелодич. языка, характерного для романтич. музыки. Влияние Паганини косвенно прослеживается и в 20 в. (1-й концерт для скрипки с оркестром Прокофьева; такие скр. произв., как «Мифы» Шимановского, конц. фантазия «Цыганка» Равеля). Нек-рые скр. произв. Паганини обработаны для фп. Листом, Шуманом, И. Брамсом, С. В. Рахманиновым.

    С 1954 в Генуе ежегодно проводится международный конкурс скрипачей имени Паганини.

    Сочинения:

    для скрипки соло - 24 каприччи ор. 1 (1801-07; изд. Mil., 1820), интродукция и вариации Как сердце замирает (Nel cor piщ non mi sento, на тему из оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, 1820 или 1821); для скрипки с оркестром - 5 концертов (D-dur, op. 6, 1811 или 1817-18; h-moll, op. 7, 1826, изд. P., 1851; E-dur, без op., 1826; d-moll, без op., 1830, изд. Mil., 1954; a-moll, начат в 1830), 8 сонат (1807-28, в т.ч. Наполеон, 1807, на одной струне; Весна, Primavera, 1838 или 1839), Вечное движение (Il moto perpetuo, op. 11, после 1830), Вариации (Ведьма, La streghe, на тему из балета «Свадьба Беневенто» Зюсмайра, ор. 8, 1813; Молитва, Preghiera, на тему из оперы «Моисей» Россини, на одной струне, 1818 или 1819; У очага уж больше не грущу я, Non piu mesta accanto al fuoco, на тему из оперы «Золушка» Россини, ор. 12, 1819; Сердечный трепет, Di tanti palpiti, на тему из оперы «Танкред» Россини, ор. 13, вероятно, 1819); для альта с оркестром - соната для большого альта (вероятно, 1834); для скрипки и гитары - 6 сонат, ор. 2 (1801-06), 6 сонат, ор. 3 (1801-06), Cantabile (d-moll, изд. в обр. для скр. и фп., W., 1922); для гитары и скрипки - соната (1804, изд. Fr./M., 1955/56), Большая соната (изд. Lpz. - W., 1922); камерно-инструментальные ансамбли - Концертное трио для альта, влч. и гитары (исп. 1833, изд. 1955-56), 3 квартета, ор. 4 (1802-05, изд. Mil., 1820), 3 квартета, ор. 5 (1802-05, изд. Mil., 1820) и 15 квартетов (1818-20; изд. квартет No 7, Fr./M., 1955/56) для скр., альта, гитары и влч., 3 квартета для 2 скр., альта и влч. (1800-е гг., изд. квартет E-dur, Lpz., 1840-е гг.); вокально-инструментальные , вокальные сочинения и др.

    Литература:

    Ямпольский И., Паганини - гитарист, «СМ», 1960, No 9; его же, Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., 1961, 1968 (нотография и хронограф); его же, Каприччи Н. Паганини, М., 1962 (Б-ка слушателя концертов); Pальмин А. Г., Никколо Паганини. 1782-1840. Краткий биографический очерк. Книжка для юношества, Л., 1961.

    И. M. Ямпольский

    Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами.

    Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

    Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

    Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики. Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

    Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

    Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

    Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

    "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7 удивительных фактов из биографии великого маэстро.

    1. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".

    "Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа".

    3. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

    4. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".

    5. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

    6. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления, а однажды его позвали исполнить масонский гимн перед итальянской великой ложей. Конечно, за выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить небольшое состояние.

    7. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.

    Известный польский критик М. Мохнацкий писал, что оценивать Паганини только как инструменталиста - это не охватывать необыкновенное явление в целом: «Скрипка в руках Паганини - орудие психики, инструмент души». Это - его индивидуальность, его своеобразие, открытие нового пути в инструментальном искусстве.

    В небогатом квартале Генуи, в узком переулочке с символическим названием Черная кошка, 27 октября 1782 года у Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Никколо. Он был вторым ребёнком в семье. Мальчик родился тщедушным, болезненным. Хрупкость и чувствительность унаследовал от матери - экзальтированной и сентиментальной. Настойчивость, темперамент, бурную энергию - от отца, предприимчивого и практичного торгового агента.

    Как-то во сне мать увидела ангела, который предрёк её любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься второго. Поэтому у Никколо почти не было детства, оно прошло в истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром - тончайшим, до предела чувствительным слухом. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.

    Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски. На мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке - любимой игрушке и мучительнице, которой суждено было стать частью его души.

    Зоркие, цепкие глаза отца рано подметили одарённость Никколо. С радостью он всё больше убеждался: у Никколо редкий дар. Антонио уверился в мысли, что сон жены вещий, сын сможет завоевать славу, а значит - и заработать деньги, много денег. Но для этого надо нанять учителей. Никколо следует заниматься упорно, не щадя себя. И маленького скрипача запирали для занятий в тёмный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды.

    Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он часто и тяжело болел.

    Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

    Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, более полугода Коста, наблюдая за развитием Паганини, передавал ему профессиональные навыки.

    После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году началась его концертная деятельность. Он познакомился с людьми, во многом определившими дальнейшую его судьбу и характер творчества. Польский виртуоз Август Дурановский, концертировавший тогда в Генуе, потряс Паганини своим искусством. Маркиз Джанкарло ди Негро, богатый генуэзский аристократ и меломан, стал не только его другом, но и взял на себя заботу о будущем Никколо.

    С его помощью Никколо смог продолжить образование. Новый учитель Паганини - виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти - привил юноше отличную композиторскую технику. Он заставлял его сочинять без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые до нашего времени не дошли.

    Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринял турне по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии - Милане. И всюду был огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жёсткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

    В этот период родились многие из его прославленных каприсов, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приёмов, впервые введённых Локателли. Однако если у Локателли это были скорее технические упражнения, у Паганини - оригинальные, блестящие миниатюры. Рука гения коснулась сухих формул, и они преобразились, возникли причудливые картины, засверкали характерные, гротесковые образы и везде - предельная насыщенность и динамичность, ошеломляющая виртуозность. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприса остаются уникальным явлением музыкального искусства.

    Уже Первый каприс покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Мелодия Четвёртого отмечена суровой красотой и величием. В Девятом блистательно воссоздана картина охоты - здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки лошадей, выстрелов охотников, порхание взлетающих птиц, здесь и азарт погони, гулкое пространство леса. Тринадцатый каприс воплощает различные оттенки человеческого смеха - кокетливого женского, безудержные раскаты мужского. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприс - ля-минор - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации.

    Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

    Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к конфликтам в семье. Зависимость от отца становилась всё более трудной. Никколо жаждал свободы. И воспользовался первым же предлогом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки.

    Когда Паганини было предложено занять место первого скрипача в Лукке, он его с радостью принял. С энтузиазмом Паганини отдался работе. Ему было поручено руководство городским оркестром и разрешено концертировать. С небывалым успехом он выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, пьянит ощущение свободы. Увлечениям иного порядка он отдается так же пылко и страстно.

    Приходит и первая любовь, и почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Об этом периоде он позднее не говорил. В «Автобиографии» сообщил лишь, что в ту пору занимался «сельским хозяйством» и «с удовольствием щипал струны гитары». Возможно, некоторый свет на тайну проливают надписи, сделанные Паганини на рукописях гитарных сочинений, многие из которых посвящены некой «синьоре Диде».

    В эти годы были созданы многие гитарные сочинения Паганини, в том числе двенадцать сонат для скрипки и гитары.

    В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением. А затем снова едет в Лукку - в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным пианистом и дирижёром оркестра.

    Отношения с княгиней Элизой постепенно приобрели не только официальный характер. Паганини создаёт и посвящает ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («Ми» и «Ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны. «Я принял вызов, - рассказывал Паганини, - и спустя несколько недель написал военную сонату „Наполеон“ для струны „Соль“, которую исполнил на придворном концерте 25 августа». Успех превзошёл самые смелые ожидания.

    В это время Паганини завершает и свой «Большой скрипичный концерт» ми-минор, рукописную копию которого обнаружили в Лондоне лишь в 1972 году. Хотя в этом сочинении ещё улавливаются традиции французского скрипичного концерта, однако здесь уже ясно ощущается мощный творческий импульс нового романтического мышления.

    Прошло почти три года службы, и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Воспользовавшись разрешением уезжать на концерты, он не спешил вернуться в Лукку. Однако Элиза не выпускала Паганини из поля своего зрения. В 1808 году она получила во владение Тосканское герцогство со столицей Флоренцией. Праздник следовал за праздником. Снова нужен был Паганини. И он был вынужден вернуться. Во Флоренции прошло ещё четыре года его придворной службы.

    Поражение Наполеона в России резко осложнило обстановку во Флоренции, сделало пребывание там Паганини уже невыносимым. Он вновь жаждал освободиться от зависимости. Нужен был повод. И он его нашёл, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Элиза приказала ему немедленно переодеться. Паганини демонстративно отказался. Ему пришлось бежать с бала и ночью уехать из Флоренции во избежание ареста.

    Покинув Флоренцию, Паганини переезжает в Милан, славящийся знаменитым на весь мир оперным театром «Ла Скала». Именно здесь Паганини летом 1813 года увидел первый балет Ф. Зюсмайера «Свадьба Беневенто». Воображение Паганини было особенно захвачено эффектным танцем ведьм. В один вечер он написал на тему этого танца Вариации для скрипки с оркестром и 29 октября сыграл их в том же театре «Ла Скала». Сочинение имело ошеломляющий успех благодаря применённым композитором совершенно новым выразительным скрипичным средствам.

    В конце 1814 года Паганини приезжает с концертами в родной город. Пять его выступлений проходят с триумфом. Газеты называют его гением «независимо от того, ангел он или демон». Здесь он встретил девушку Анджелину Каванну, дочь портного, безмерно увлекся ею, взял её с собой на концерты в Парму. Вскоре оказалось, что у неё будет ребёнок, и тогда Паганини отправил её тайком к знакомым, жившим недалеко от Генуи.

    В мае отец Анджелины нашел дочь, забрал её к себе и подал на Паганини в суд за похищение дочери и насилие над ней. Начался двухлетний судебный процесс. У Анджелины родился ребёнок, который вскоре умер. Общество было настроено против Паганини, и суд вынес постановление о выплате им потерпевшей трех тысяч лир и покрытии всех издержек процесса.

    Судебное дело помешало Никколо уехать в Европу. Для этого путешествия у Паганини был готов новый концерт Ре-мажор (изданный позднее как Первый концерт) - одно из самых впечатляющих его сочинений. Достаточно скромные концертно-инструментальные интонации и художественные образы здесь развернуты в драматически масштабное полотно большого романтического накала. Музыка насыщена пафосом. Эпический размах и широта дыхания, героическое начало органически соединяются с романтически-приподнятой лирикой. В конце 1816 года Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать её пению. Паганини, несмотря на горький опыт, увозит её с собой в концертные поездки по стране и всё более привязывается к ней.

    Вскоре Паганини обретает ещё одного друга - Джоаккино Россини. Увлечённый музыкой Россини, он сочиняет на темы его опер свои замечательные произведения: Интродукцию и вариации на молитву из оперы «Моисей» для четвёртой струны, Интродукцию и вариации на арию «Сердечный трепет» из оперы «Танкред», Интродукцию и вариации на тему «У очага уж не грущу я боле» из оперы «Золушка».

    В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в древнюю «столицу мира» - Рим. Он посещает музеи, театры, сочиняет. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло - Интродукцию и вариации на тему арии «Как сердце замирает» из популярной оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха».

    Возможно, на жанр этих вариаций повлияло то, что Паганини только что собрал и записал по памяти для издания свои 24 каприса. Во всяком случае, Интродукция обозначена как «каприччо». Написанная с огромным динамическим размахом, она поражает контрастами, демонической устремлённостью, полнозвучным, поистине симфоническим изложением. Тема играется смычком, в то время как левая рука пиццикато исполняет аккомпанемент, причем Паганини здесь впервые применяет труднейший, на грани технических возможностей человека, приём - стремительный пассаж вверх и трель пиццикато левой рукой!

    11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе, и на два с половиной года Паганини оставляет концертную деятельность. Состояние его здоровья так плохо, что он вызывает к себе мать, перебирается в Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзают Паганини. Тают силы. Он испытывает отчаяние. Мучительные втирания ртутной мази, строгая диета, кровопускания не помогают. Разносятся даже слухи, что Паганини скончался.

    Но даже выйдя из кризиса, Паганини почти не брал скрипку - боялся своих слабых рук, неконцентрированных мыслей. В эти трудные для скрипача годы единственной отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца.

    Для своего юного ученика Паганини создает много произведений: шесть кантабиле, вальс, менуэты, концертино - «самые сложные и самые полезные и поучительные как с точки зрения овладения инструментом, так и для формирования души», - сообщает он Джерми.

    В апреле 1824 года Паганини неожиданно появляется в Милане и объявляет о концерте. Окрепнув, он даёт концерты в Павии, где лечился, затем в родной Генуе. Он почти здоров; остался - теперь уже на всю жизнь - «невыносимый кашель».

    Неожиданно он вновь сближается с Антонией Бьянки. Они вместе выступают. Бьянки стала прекрасной певицей, имела успех в «Ла Скала». Их связь приносит Паганини сына - Ахилла.

    Преодолевая болезненное состояние и мучительный кашель, Паганини интенсивно сочиняет для своих будущих выступлений новые произведения - «Военную сонату» для скрипки с оркестром, исполняемую на струне «Соль» на тему из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», - в расчете на венскую публику, «Польские вариации» для исполнения в Варшаве и три скрипичных концерта, из которых наибольшую известность приобрёл Второй концерт со знаменитой «Кампанеллой», ставшей своеобразным музыкальным символом артиста.

    Второй концерт - си-минор - во многом отличен от Первого. Здесь нет той открытой театрализованности героического пафоса, романтической «демоничности». В музыке господствуют углубленно-лирические и радостно-ликующие чувства. Пожалуй, это одно из наиболее светлых и праздничных сочинений артиста, отражающее его настроение того периода. Во многом это новаторское произведение. Не случайно Берлиоз говорил о Втором концерте, что «пришлось бы написать целую книгу, если бы я захотел рассказать обо всех тех новых эффектах, остроумных приёмах, о благородной и величественной структуре и оркестровых комбинациях, о которых и не подозревали до Паганини».

    Пожалуй, это кульминация и творчества Паганини. После он не создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов. Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения сближают её с каприсом № 24, но «Кампанелла» превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим размахом мышления. Два других концерта менее самобытны, во многом повторяют находки Первого и Второго.

    В начале марта 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену. Почти на семь лет покидает Паганини Италию. Начинается последний период его концертной деятельности.

    В Вене Паганини много сочиняет. Здесь рождается сложнейшее произведение - «Вариации на австрийский гимн» и задумывается знаменитый «Венецианский карнавал» - венец его виртуозного искусства.

    С августа 1829 года, когда Паганини приехал во Франкфурт, по начало февраля 1831 года продолжалось турне по Германии. За 18 месяцев скрипач играл в более чем 30 городах, выступил в концертах,при различных дворах и в салонах почти 100 раз. Это была небывалая по тем временам активность исполнителя. Паганини чувствовал себя на взлёте, выступления проходили с огромным успехом, он почти не болел.

    Весной 1830 года Паганини концертировал в городах Вестфалии. И здесь наконец исполняется его давнее желание - Вестфальский двор жалует ему титул барона, разумеется, за деньги. Титул передаётся по наследству, а именно это и надо было Паганини: он думает о будущем Ахилла. Во Франкфурте он затем полгода отдыхает и сочиняет, заканчивает отделку Четвёртого концерта и в основном завершает Пятый, «который будет моим любимым», как он пишет Джерми. Здесь же написана и «Любовная галантная соната» для скрипки с оркестром в четырёх частях.

    В январе 1831 года Паганини даёт последний концерт в Германии - в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции. Два концерта в Страсбурге вызвали такой восторг, который напомнил итальянский и венский приёмы.

    Паганини продолжает сочинять. Своему другу Джерми посвящает шестьдесят вариаций на тему генуэзской народной песни «Барукаба» для скрипки и гитары, которые содержат три части по 20 вариаций. Дочери своего покровителя ди Негро он посвящает сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике - серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Гитара в последний период жизни Паганини играет вновь особую роль, он часто выступает в ансамбле с гитаристами.

    В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. Он уже не в слишком хорошей форме.

    В октябре 1839 года Паганини последний раз навещает родной город Геную. Он в чрезвычайно нервном состоянии, еле держится на ногах.

    Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощён, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал её струны пальцами.

    1. конец рулетке!

    С юных лет Паганини был чрезвычайно суеверен и боялся дьявола.
    Как-то скрипач зашел вместе с приятелем в игорный дом. Страсть к азартным играм досталась ему по наследству - отец Паганини любил острые ощущения и неоднократно проигрывался до нитки. Не везло в игре и Паганини. Но проигрыши не могли его остановить.
    Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в кармане, скрипач покинул его утром с целым состоянием. Но вместо того чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
    - Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
    - Кто?
    - Дьявол!
    - С чего ты взял?
    - Но я же всегда выигрывал!
    - А может, сегодня Бог тебе помог...
    - Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу незаработанных денег. Нет, это дьявол, это его происки!
    И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных заведений.

    2. превзошел самого себя

    На мало искушенных в музыке слушателей Паганини воздействовал многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых и т. п. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных". Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:
    - Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.
    Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...

    3. я уже умер

    Некоторые из музыкантов, современников Никколо Паганини, не хотели верить, что в технике игры на скрипке он превзошел всех виртуозов своего времени, и считали его славу раздутой. Однако послушав его игру, им пришлось смириться с этой мыслью.
    Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца, что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
    - Ну, мы все теперь можем писать завещание.
    - Не все, - меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...

    4. это не так важно

    Паганини был не просто рассеянным, он был абсолютно равнодушным к событиям собственной жизни. Он не помнил даже года своего рождения и писал, что "родился в феврале 1784 года в Генуе и у своих родителей был вторым сыном". На самом же деле Паганини родился на два года раньше и был не вторым, а третьим сыном в семье. К подобным пробелам в памяти маэстро относился достаточно равнодушно:
    - Моя память находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку.

    5. очевидное - невероятное

    Немецкий скрипач и композитор Генрих Эрнст дал однажды концерт, в котором он исполнил вариации Паганини "Nel cor piu non mi sento". На концерте присутствовал автор.
    Прослушав свои вариации, он был крайне удивлен. Дело в том, что генуэзский виртуоз никогда не печатал своих сочинений, предпочитая оставаться их единственным исполнителем. Возможно ли, что вариации были выучены Эрнстом по слуху? Это казалось невероятным!
    Когда на следующий день Эрнст явился к Паганини с визитом, тот поспешно спрятал какую-то рукопись под подушку.
    - После того, что вы сделали, я должен опасаться не только ваших ушей, но даже глаз! - сказал он.

    6. ну. если вы тоже виртуоз...

    Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз превышающую обычную.
    - Десять франков? - удивился Паганини. - Вы шутите!
    - Вовсе нет, - отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне!
    - Хорошо, я заплачу вам десять франков, - согласился Паганини, - но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!

    7. скупой король

    Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
    - К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!


    Имя: Никколо Паганини (Niccolo Paganini)

    Возраст: 57 лет

    Место рождения: Генуя, Италия

    Место смерти: Ницца, Италия

    Деятельность: скрипач, композитор

    Семейное положение: был в разводе

    Никколо Паганини - биография

    Горящие глаза, скрюченные пальцы, неестественно изогнутый силуэт, мертвенная бледность... Казалось, сам дьявол стоит на сцене со скрипкой в руках.

    Случайные прохожие, забредшие на одну из улиц Генуи, могли услышать божественные звуки скрипки. Доносились они будто из-под земли, а на самом деле - из подвала дома. Там, запертый, сидел малыш Никколо. Строгий отец в очередной раз наказал его за недостаточное старание.

    Детство, семья

    Антонио Паганини был мелким лавочником, но испытывал страсть к музыке. Сам талантами не обладал, поэтому пообещал себе непременно сделать музыкантом одного из шести сыновей. Выбор пал на Никколо.


    Вместо того чтобы играть со сверстниками, мальчик по восемь часов в день стоял со скрипкой в руках. При малейшей ошибке отец пускал в ход кулаки, отбирал еду или запирал сына в подвале. Находясь подолгу в темноте, Никколо стал бледным, изможденным и худым.

    Удивительно, но столь жестокое воспитание не отвернуло мальчика от музыки. Наоборот, она стала его верным другом. В минуты отчаяния он брал в руки смычок и начинал яростно водить им по струнам. Звуками он передавал все, что накопилось в душе, что видел или слышал на улице - скрип колес, брань торговки, крик осла и колокола... Как звучат колокола, он изображал непередаваемо.


    Отец, наблюдая успехи сына, решил отдать его на обучение лучшим учителям. Но те, услышав, как играет Никколо, лишь разводили руками. Знаменитый скрипач Алессандро Ролла прямо заявил: «Мне нечему его учить, он и сам все умеет».

    Паганини-старший преследовал собственные интересы: надеялся, что даровитый сын заработает немалые деньги и обеспечит ему достойную старость. В 1797 году он отправился вместе с Никколо на первые в жизни мальчика гастроли. И был удивлен тому, сколько зрителей приходит послушать юного виртуоза...

    Никколо Паганини - биография личной жизни

    Как любому творческому человеку, Никколо требовалось вдохновение, которое он находил в женщинах. Первой его музой стала некая «синьора Диде» - знатная дама. В 1801 году она поселила музыканта в своем тосканском поместье. Там Паганини провел три года, пристрастившись к игре на гитаре и азартным играм.

    Другой возлюбленной мастера стала сестра Наполеона Бонапарта Элиза. Девушка сделала его придворным музыкантом - Никколо возглавил небольшой оркестр. В пылу страсти он сочинил для Элизы «Любовную сонату», для исполнения которой требовались всего две струны. Женщина была в восторге, но поставила перед Никколо задачу посложнее - написать произведение для одной струны. Но и это не составило для него труда - так родилась соната «Наполеон».


    В 1825 году у музыканта родился сын Ахилл. С его матерью, певицей Антонией Бьянки, Никколо познакомился на гастролях. Они составили прекрасный дуэт: он играл на скрипке, она пела. Увы, счастье продлилось всего три года. После разрыва Паганини настоял на том, чтобы сын остался с ним, пообещав дать ему все: достаток, образование, статус в обществе. А на это требовались немалые деньги.

    Музыка

    Казалось, для Паганини нет ничего невозможного. Сколько раз он брался за произведения, которые до него никто не решался исполнять! Как много писал своих - таких трудных, что мог сыграть их только сам. Как часто продолжал игру, даже если на инструменте лопалась струна. Некоторые даже полагали, что он рвал их специально, чтобы продемонстрировать свое мастерство. Скрипачи из оркестра не раз пытались сыграть на инструменте Паганини, однако у них ничего не выходило: скрипка была... расстроена. Как же сам Никколо выводил на ней такие шедевры? Вопрос без ответа.

    Однако Паганини собирал целые залы не только благодаря таланту. Многие приходили посмотреть на него самого, искренне считая, что на сцене выступает сам дьявол.


    «Внимательно присмотрись к его левому плечу. За ним лукавый прячется!» - перешептывались между собой дамы в первом ряду. И вот он появился - перекошенный на одно плечо, сутулый, с непропорционально длинными руками, крючковатым носом. И заиграл - неистово, страстно. По свидетельствам очевидцев, «он качался во все стороны, словно пьяный. Он подталкивал одну ногу другой и выставлял ее вперед. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к земле, протягивал их к кулисам. Потом снова останавливался с распростертыми объятиями, обнимая самого себя...»

    Внешний вид, поведение, манеры Паганини были вполне объяснимы. По одной из версий, он страдал синдромом Марфана. Отсюда - особенности фигуры, экспрессивность. Но европейскую публику столь простое объяснение не устраивало, она была уверена: итальянец продал душу дьяволу. Некоторые даже говорили, что если стянуть с него сапоги, то можно обнаружить раздвоенные копыта.

    А что Паганини? Он молчал. Отец учил его, что некоторые слухи могут быть полезны. И действительно, зрители не жалели денег ради зрелища, а Никколо придавал себе как можно более мрачный вид, чтобы не разочаровывать пришедших.

    Впрочем, в некоторых его сочинениях, и правда, было что-то зловещее. Так, в 1813 году он написал произведение «Ведьмы». Вдохновение пришло к маэстро, когда он побывал в «Ла Скала» на представлении «Орех Беневенто» и увидел безудержный танец колдуний. Интересно, что свои сочинения Паганини предпочитал нигде не записывать: боялся, что однажды кто-нибудь найдет эти записи и повторит его успех.

    Популярность Никколо была ошеломительной. Газеты печатали восторженные статьи. Были выпущены открытки, табакерки, брелоки, носовые платки с изображением виртуоза. Кондитеры делали его бюсты из цукатов, пекли булки в форме скрипки. Парикмахеры причесывали клиентов «под Паганини»...

    Последние годы, болезнь Паганини

    Давая десятки концертов в месяц, Никколо довел себя до изнеможения. В 1834 году ему пришлось признать: выступать как прежде он больше не может. Паганини кашлял кровью, страдал от ревматизма. Врачи настаивали: ему нужен отдых.

    Без музыки Никколо медленно сходил с ума. Через некоторое время он еще раз попытался возобновить концертную деятельность, но организм уже не выдерживал нагрузок, и в 1839 году Паганини вернулся в родную Геную. Прикованный к постели, он мог общаться только с помощью записок, а о том, чтобы играть, не шло и речи - больной лишь перебирал струны любимой скрипки, лежащей рядом.

    Последние месяцы жизни Паганини провел в Ницце. Боли были уже невыносимыми, и он молил, чтобы небеса его забрали. 27 мая 1840 года 57-летний музыкант скончался от чахотки.

    При жизни церковь Паганини не жаловала: он отказывался играть на службах, писать музыку для богослужений. После смерти его объявили еретиком, священнослужители один за другим отказывались его хоронить. Ахилл держал тело отца сначала в его комнате, затем забальзамировал и перенес в подвал. Там оно пролежало целый год. А потом Ахилл собрался в путь...

    В поисках места упокоения отца он возил гроб по итальянской земле. Но церковники по-прежнему отказывали в христианском погребении. Тем временем из гроба якобы доносились то зловещие звуки скрипки, то вздохи покойника...

    В это сложно поверить, но окончательно великий музыкант упокоился только через 56 лет после смерти! Гроб с телом выкапывали не менее десяти раз, а в последний, когда его вскрыли, обнаружилось, что голова музыканта совсем не истлела.