Войти
Территория кровельщика
  • Тит ливий история рима от основания города История рима до нашей эры
  • Александр ширвиндт склероз, рассеянный по жизни Александр ширвиндт склероз рассеянный по жизни
  • «Безумный алхимик» Артем Еремеев
  • Книга промельк беллы читать онлайн
  • Мессерер промельк беллы читать онлайн
  • Современные любовные романы: лучшие книги в жанре
  • Как расшифровать рисунок семьи. Значение линий и штриховки

    Как расшифровать рисунок семьи. Значение линий и штриховки

    Изучая рисунки детей, психологи разработали специальные тесты и методики. Проективные методики проецируют, показывают неосознанные чувства на объект, не имеющий прямого отношения к ребенку. Ребенок присваивает свои чувства рисунку или нарисованному персонажу. Очень показателен, например, рисунок ребенка на тему его семьи. Когда ребенок рисует, он не контролирует свои чувства, эмоции и мысли. И переносит на него проблемы, которые не может решить сам. В этой статье я дам вам общие моменты, по которым вы сможете кое-что узнать для себя о своем ребенке, и его отношении к членам семьи.

    Тайна рисунка

    Дайте ребенку лист бумаги форматом А4, простой карандаш и цветные карандаши. пусть ребенок положит перед собой лист как ему удобно. Предложите ему нарисовать свою семью. не проговаривайте, кто входит в вашу семью. Пусть ребенок выразит только свои чувства и мысли. Когда рисунок будет выполнен, вы много узнаете о том, как малыш воспринимает взаимоотношения в семье, и какова его роль в семье с его точки зрения. Рисуя родных, ребенок, обычно четко знает, кого изобразить рядом с собой, наделяет членов семьи персональными и только им присущими качествами. Например, если ребенок нарисовал кого-то с четко прорисованными деталями (кармашки-бантики, украшения, шарики - много мелких деталей), это говорит об особой любви к такому человеку. Если же ребенок рисует фигуру со сжатыми кулаками, это может означать - страх безнадежность или даже агрессию. Если руки фигуры подняты вверх, то этот член семьи обычно положительно настроен и уверен в себе. Когда все члены семьи держатся за руки и улыбаются, это говорит о том, что ребенок воспринимает свою семью, как дружную и сплоченную.

    Подробный анализ

    Чтобы более подробно проанализировать рисунок обратите внимание на следующие детали:

    • Размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети располагают рисунок не на всем листе, а лишь на его какой-то части. Часто стирают детали, сомневаются в правильности своего изображения, линию земли (пола рисуют высоко от нижней границы листа.
    • Фигуры людей. Дети часто изображают отцов сильными и крепкими, что ассоциируется у них с материальной основой и властью в семье. Если папа слишком крупно изображен по сравнению с мамой, то это значит, что, возможно, роль матери в семье принижается и существуют проблемы в родительских взаимоотношениях. Идеально. если папа и мама изображены в одном стиле и пропорции из фигур сохранены.
    • Контуры линий. Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, от во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.
    • Выбор цвета. Цвет передает эмоциональное состояние ребенка. если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.
    • Состав семьи. Очень важно, насколько состав семьи соответствует действительности. если ребенок кого-то на нарисовал, то это говорит о его незначительности этого члена семьи для ребенка или даже в целом для семьи. Возможно, что у ребенка с этим человеком конфликтные отношения, неприязнь. Он как бы отвергает этого человека. очень часто дети не рисуют братиков и сестричек если ревнуют родителей к ним, если есть конкуренция за внимание и любовь. Иногда дети в рисунке семьи изображают посторонних людей, на входящих в реальную семью. Это говорит, что у ребенка с этим человеком очень тесный эмоциональный контакт. Также дети могут изобразить дедушек, бабушек или других родственников, не живущих с ним в семье. Но ребенок их очень любит, скучает и считает их также членами своей семьи.
    • Ребенок рисует себя. Если ребёнок нарисовал себя в уголке листа, отдельно или спиной ко всем, то это значит что он чувствует себя одиноко, страдает от дефицита внимания и любви. Еще тревожнее, если ребенок вовсе не нарисовал себя. Но бывает, что ребёнок нарисовал только себя. Этот ребенок - маленький эгоист, привыкший быть объектом общей заботы. Конечно, смысл порой иной, ребенок по замыслу рисунка мог "куда-то спрятаться", это также говорит о непростых отношениях в семье. Анализ рисунка должен вестись параллельно с рассказом ребенка о рисунке.
    • Размеры фигур на рисунке. По их расположению можно судит о том, ка ребенок относится к тем или иным членам семьи. Самый значимый человек в семье для ребёнка будет изображен самым высоким и крупным. Самый маленький и неяркий - наоборот. Люди которые изображены рядом с ребенком являются для него самыми значимыми.
    • Выражение лиц. Рассмотрите лица фигур, пусть ребёнок вам расскажет, кто в каком настроении изображен: грустном или веселом. или может быть задумчивым. ребёнок вам расскажет, почему с его точки зрения у фигур такое настроение, какие у них мысли и мечты. это даст вам очень богатый материал для размышления.
    • Отдельные части тела. Голова - разум интеллект и контроль. Если ребенок особенно тщательно прорисовывает голову, то это может означать что в семье больше внимания уделяется разуму, чем душе. Уши отвечают за способность слушать и слышать собеседников, а также воспринимать критику и чужое мнение. Рот - способность отстаивать свои интересы и права. Тело человека показывает чувства, эмоциональное состояние. четко прорисованное тело говорит о душевном, физическом и эмоциональном здоровье ребенка. Руки показывают на способность устанавливать контакт с близкими людьми. Ноги показывают способность передвижения ребёнка в мире, способность воспринимать новое.

    Делаем выводы

    Если, изучив рисунок ребенка, вы узнали что-то, вызвавшее у вас тревогу или опасения - не переживайте, все может быть совсем не так. Возможно ребёнок изобразил свое сиюминутное настроение. На рисунок могут повлиять ссоры с близкими людьми, или то, что накануне он увидел страшный эпизод по телевизору и находится под его впечатлением. Все замеченное надо обсудить с ребенком, чтобы развеять негативные мысли и через какое-то время вновь провести диагностику. А вот если результат в целом повторился, это уже о чем-то говорит и тогда Вам лучше обратиться за консультацией к психологу. Рисуйте, и воспользовавшись знаниями о тайнах детского рисунка, познавайте мир своего малыша!


    Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

    Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

    Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

    Цвет

    Это самый важный критерий . Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы .

    • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
    • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
    • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
    • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
    • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
    • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
    • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

    Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

    Композиция

    Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

    • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
    • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
    • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
    • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
    • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
    • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

    Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

    Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись на весь год витамином D. Но вместе с этим нужно з...

    Расшифровка детского рисунка домика

    Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

    • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
    • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
    • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша .
    • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
    • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
    • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
    • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
    • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
    • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие - о трудностях с общением.
    • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них - о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
    • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
    • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка - о недостатке общения с близкими.

    Расшифровка детского рисунка семьи

    Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
    За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
    Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
    Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
    На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

    Рисование - одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

    Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы - страхи, тревожность, агрессивность.

    Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

    1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме . Если преобладает черный , это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

    2. Важно понимать, что рисунок - это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать .

    3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме - например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

    Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

    4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши - они позволяют увидеть силу нажима.

    5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок - это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

    Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью .

    И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

    Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

    Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

    Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

    Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

    Человек

    Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре - это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

    Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

    Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая - о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

    Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши - признак того, что слух - важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

    Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук - о желании действовать.

    Ноги - это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

    Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики - это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

    Дом


    Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

    Дерево


    Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) - перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

    Подробнее:

    Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

    Расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

    Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

    Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

    Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

    Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

    Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

    Линии контура, наполнение ствола , свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

    Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

    Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

    Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

    Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

    Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

    Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

    Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

    Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

    Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

    Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

    Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

    Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

    Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

    Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

    Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

    Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

    Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

    Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

    Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

    Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

    Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

    Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

    Моя семья

    Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

    Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения - маленькая схематичная фигура.

    Если все члены семьи держатся за руки - семья дружная.

    Каждый занимает своим делом - семья разобщенная.

    Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

    Люди, занятые игрой, - отражение соперничества в семье.

    Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

    Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

    Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

    Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

    Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

    «Летидор» побеседовал с Натальей Поповой, психологом, художником и автором книги по арт-терапии «О чем рисует ваш ребенок», и составил четкую инструкцию по расшифровке детских рисунков. Чтобы вам было понятно, как составлять психологический портрет, Наталья проанализировала 5 детских работ. Ищите примеры анализа в конце инструкции.

    Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

    Нажим карандаша

    Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

    Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.

    Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен .

    Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

    Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

    Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

    Цвета

    Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

    Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

    Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

    Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии .

    Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.

    Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

    Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

    Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок .

    Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

    Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

    Фиолетовый. Такие дети - настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

    Коричневый. Стойкость и трудолюбие - основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит .

    Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

    Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы .

    Человеческие фигуры и лица

    Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

    Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

    Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

    Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

    Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

    Большая голова. Сообразительность.

    Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

    Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

    Нечеткие черты лица. Отстраненность.

    Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

    Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

    Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

    Открытый с зубами. Агрессия.

    Губы в улыбке. Позитивный настрой.

    Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

    Руки:

    Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

    Широкий размах рук. Символизирует активность.

    Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

    Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

    Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

    Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

    Примеры расшифровки детских рисунков

    Девочка, 5,5 лет

    Цвета в этом рисунке использованы яркие - розовый, малиновый, зеленый. Это говорит о том, что ребенок открыт и эмоционален.

    На передний план выведены фигуры людей, детей. Они изображены достаточно крупно по отношению к другим фигурам. Это может свидетельствовать о том, что ребенок выводит на первый план себя.

    На этом рисунке мы видим дома: они изображены маленькими, как бы вдали от основных персонажей. Маленький домик, находящийся в стороне от остальных объектов, может свидетельствовать о некой неуверенности ребенка в части семейных отношений.

    Я обратила внимание, что у детей на рисунке широко расставлены руки в стороны. Можно сказать, что ребенок деятельный, творческий, но в то же время он не очень усидчив. Начав одно дело, может его бросить и переключиться на другое занятие. На рисунке мы также видим собаку: для этого ребенка очень важна связь с животным миром. Он очень привязан к своему питомцу либо мечтает его завести.

    Девочка, 4, 5 года

    На этом рисунке мы видим много красного цвета. Красным раскрашена одежда основного персонажа - девочки или женщины. Красным карандашом ребенок нарисовал снежинку. Яркий красный цвет свидетельствует об эмоциональной нестабильности, гиперактивности и даже агрессивности ребенка.

    Фигура человека на рисунке одна и она женского пола. Либо ребенок растет в неполной семье, либо в его семье непререкаемый авторитет матери.

    Елка. Несмотря на то, что она изображена зеленым цветом, который обычно говорит о внутреннем спокойствии, игрушки на ней одного цвета. И лишь одна раскрашена другим цветом. Это может говорить о том, что ребенку в принципе не хватает эмоций.

    Мы также видим фигуры животных на рисунке. Вполне себе домашнего кота и зайчика, который отгорожен от других персонажей елкой. Возможно, ребенку не хватает общения либо с кем-то из членов семьи, либо не хватает общения в принципе. Он как бы замкнут в одном пространстве.

    Мальчик, 5 лет

    Рисунок выполнен профессионально. Скорее всего, его автор занимается в художественной студии. Явно, что картина нарисована под руководством опытного педагога. В ней использованы характерные цвета зимнего новогоднего пейзажа. Соблюдены все пропорции предметов и персонажей.

    Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

    Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

    Задание
    Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

    Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

    Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

    ВАЖНО!
    Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

    Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

    При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

    Оценка рисунка

    Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

    Тестовые показатели
    (показатели психомоторного тонуса)

    Нажим карандаша

    Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
    Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
    Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
    Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

    Значение линий и штриховки

    Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
    Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
    Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
    Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

    Расположение рисунка

    Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

    Интерпретация рисунка

    1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
    2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
    3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
    4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
    5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
    6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
    7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
    8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
    9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
    10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
    11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
    12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
    13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
    14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

    Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

    1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
    2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
    3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
    4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
    5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
    6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

    Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

    1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
    2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
    3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
    4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
    5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
    6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
    7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
    8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
    9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
    10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
    11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
    12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
    13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
    14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

    Наличие других деталей на рисунке

    Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
    Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
    Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
    Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных у ребенка.
    Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

    Цвет в рисунке

    Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

    1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
    2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
    3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
    4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
    5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

    Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

    Вероника, 19 лет

    Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.


    Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

    Николай, 6 лет

    В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

    Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

    Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.