Войти
Территория кровельщика
  • Полезен ли томатный сок для нашего организма
  • Полезные свойства лососевой икры для человека
  • Ценные советы для тех, кто хочет похудеть с томатным соком
  • Полезные свойства и вредные качества паслена черного
  • Лечение суставов желатином: как пить и сколько, рецепты настоек и растирок
  • Активированный уголь для похудения
  • История журналистики россии. Истоки журналистики в античном мире Когда появилась журналистика

    История журналистики россии. Истоки журналистики в античном мире Когда появилась журналистика
    

    Журналист

    Журналист - человек, журналистские произведения которого публикуют в СМИ. Журналистом так же является блогер, если его блог является СМИ. Главным занятием журналиста является описание необычных (непривычных) действий для развлечения читателя (слушателя, зрителя). Главная цель журналиста - создание текстов, обеспечивающих их массовое потребление (чтение, просмотр, прослушивание). В России лучшими журналистами традиционно считались публицисты (колумнисты), потому что произведения публицистических жанров более всего отвечают задаче чувственного воздействия на аудиторию с целью формирования в ней определенного мнения. Постсоветская журналистика ориентирована, преимущественно, на новостные жанры, так как в демократических обществах журналисты обслуживают не столько идеологические задачи, сколько общественное мнение, силу которого принято называть "четвертой властью" (в дополнение к трем конституционным ветвям государственной власти). Главным инструментом в обслуживании "четвертой власти" являются новости, изготовление которых требует от журналиста не писательского (как в публицистике), а собственно журналистского, "ньюсмейкерского" ремесла. В связи с этим российские журналисты первой половины двадцать первого века испытывают определенные трудности в профессиональной деятельности, так как в России ремесленная школа журналистики еще не сложилась, а советская, которую продолжают изучать в вузах, не располагает ресурсами для внедрения навыков и умений, необходимых при промышленном производстве новостной продукции. (Федор Григорьев, "Другая журналистика", Новосибирск, 2002 г.)

    История журналистики в России

    XVIII век, первые печатные издания

    1621 год можно считать годом возникновения первой российской газеты «Куранты» . Она была рукописная, выпускалась в виде свитка в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц дьяками для очень ограниченного круга лиц - царя Алексея Михайловича и его приближенных. Газета содержала выборку сообщений на военные, придворные, дипломатические и торговые темы из зарубежных газет.

    В России журналистика возникла в 1702 году с появлением по личному указанию и личному участию царя Петра Великого первой печатной газеты «Ведомости», издававшейся типографским способом. Следует отметить серьёзное отличие первой русской газеты от первых газет других европейских стран. Она была менее не коммерческим изданием, какими были первые возникшие европейские газеты, а скорее служила для разъяснения сути проводимой политики государя и его реформ. Русская газета была с самого начала проводником определённой политики, пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Газета дала начало быстрому развитию журналистики в России и способствовала культурному развитию страны прежде всего за счет упрощения синтаксиса и введению греческого шрифта вместо церковно-славянского. В 1755 году была создана газета «Московские ведомости» под руководством русского ученого и основателя Московского университета Ломоносова М. В. Газета носила официальный характер, и её доходы шли в бюджет Академии наук или самого университета.

    К середине XVIII века начали появляться частные журналы, которые издавали литераторы на правах частного предпринимательства. Среди них - журнал А. П. Сумарокова (1759), который ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей императрице Елизавете, а её невестке Екатерине, ставшей впоследствии Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати того времени. За что этот журнал и был закрыт в 1759 году.

    При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII века и ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию.

    Газеты в те годы носили казенно-официальный характер, их было мало. Поэтому сама история журналистики складывалась как история журналов по преимуществу. Журналы часто не умели обеспечить единство направления. Отсюда тяготение к моножурналу, то есть журнал одного лица.

    В 1970-е и 1980-е годы появляется и развивается самиздат , подпольные газеты (Хроника текущих событий и др.), которые издают представители столичной интеллигенции - советские диссиденты.

    В 1990-е годы принимаются различные законодательные акты, отменившие цензуру. Принимается закон о печати. В конце 1991 года бы ликвидирован Главлит .

    В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные изменения: взамен однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, дотируемые из госбюджета, официальные издания, отражающие точку зрения властных структур, так и частные издания, критикующие существующий режим.

    Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. В столицах автономных республик, в краевых, областных и районных центрах наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы.

    В 1990-х годах появляются первые представители так называемой «бульварной прессы » - газеты с гигантскими тиражами, чье содержание составляют вымышленные репортажи о прилетах пришельцев, НЛО , полтергейсте, интервью с колдунами, экстрассенсами, скандальными личностями, известными артистами, звездами поп-музыки, а также первые таблоиды . Характерные примеры - «Мегаполис Экспресс » и «Экспресс-газета».

    Как впоследствии вспоминал исполнительный директор ИД «Собеседник» Сергей Цыганов :

    В те же годы в России появляется первая частная ежедневная газета «КоммерсантЪ », на базе которой был создан впоследствии крупный издательский дом. В Москве издаётся частная ежедневная «Независимая газета ». СМИ себе заводят себе представители крупного бизнеса, один из таких примеров - газета «Сегодня» медиамагната и банкира Владимира Гусинского . Под контроль крупного бизнеса в 1990-е годы переходят ведущие телеканалы.

    Важным событием в истории отечественной журналистики постоветского периода стало относительно стремительное развитие в России сети Интернет, благодаря которой стал возможным широкий доступ всех желающих не только к центральным изданиям, но и региональным. Как следствие - у читателей снизился интерес к ежедневным изданиям, издающимся в Москве, что выразилось в падении тиражей.

    Стандарты российской журналистики

    Работа советских журналистов, как правило, исполнялась по заказу партийных органов или под их контролем. Мастерство журналиста было одной из самых распространённых тем в советских прикладных исследованиях журналистики. Упор на качество продукции - журналистского текста - был логичным для советской литературоведческой традиции анализа для первоначальной технологии журналистского производства. Соответственно профессионализм журналистов оценивался по уровню развития их публицистического мастерства. Работы теоретиков и практиков журналистики преследовали цель научить начинающих сути журналистского труда - написанию публицистического текста. Таким образом, советская школа журналистики закладывала убеждение, что как писать - это более важно, чем для кого и что писать. Такая направленность в образовании вела к тому, что журналисты были мало заинтересованы в аудитории.

    Наряду с публицистическим письмом мастерство журналиста неотъемлемо было связано с владением рабочими методами. Социология была призвана обогатить журналисткой труд социологическими методами, чтобы содействовать творческому процессу и сделать текст более эффективным в его влияние на аудиторию.

    Последние пятнадцать-двадцать лет привели Россию на дорогу интеграции с Западом, русский журналист стал трансформироваться от пропагандиста к чему-то другому. Любовь Аркус и Дима Быков писали в 1987 году :

    Язык прессы пока еще довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем - на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение - в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев , Артём Боровик , Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов , - уже берёт свое. Представители недавней «золотой молодежи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ , они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врожденное отсутствие страха позволяет им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста.

    Важно отметить, что современная российская журналистика формируется двумя типами профессиональных ролей, которые в свою очередь, представляют два типа профессиональной субкультуры: старшего поколения - советские практики, вступившие в профессию в советское время, и молодое поколение - постсоветские практики, тех, кто пришёл в профессию в 1990 году и позже.

    Профессия в начале XXI века

    Распространенным явлением для СМИ стала замена репортерской работы простым переписыванием журналистом сводок информационных агентств в собственные статьи и последующей публикацией под своим именем

    На заседании Совета по СМИ при российском министерстве по связи и массовым коммуникациям в июне 2009 года, его участники говорили о том, что пренебрежение авторским правом, выражающимся в копировании новостей с информационных лент стало массовым явлением в российских СМИ, в частности в газетах и интернет-изданиях

    Численность, профессиональное образование

    По данным на 2006 год, которые представил заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) Юрий Пуля, в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек. Как минимум 50 % журналистов имеют профессиональное образование, остальные - высшее, как правило, негуманитарное .

    В России по состоянию на 2006 год, было более сотни высших учебных заведений , обучающих профессии журналиста .

    профессиональное журналистское образование в России находится в очень плохом состоянии. По крайней мере, что касается телевизионных журналистов - буду говорить за свою епархию. Часто приходят перспективные, талантливые молодые люди, но у них нет опыта – а системы, которая могла бы их научить, школы – тоже нет. Поэтому сплошь и рядом карьера тележурналиста становится вопросом частной инициативы и даже везения. Понятно, что талантливый человек и сам пробьется, но системы, которая бы тащила наверх человека среднего и выше среднего уровня и делала его профессионалом, нет. Поэтому, увы, бывает, что в эфир попадают люди, которые вообще не очень хорошо говорят по-русски

    Специализации журналистов

    Разделяют разные виды журналистской деятельности: гонзо-журналисты , репортёры , комментаторы , обозреватели, ведущие программ , (модераторы теле- и радиопрограмм), интернет-журналисты , фотожурналисты и др.

    Зачастую журналисты имеют специализацию в рамках своего издания, сосредотачиваясь, к примеру, на освещении деятельности государственной думы (так называемые «парламентские корреспонденты»), президента России («Кремлевский пул ») или событий светской хроники.

    Профессиональный риск

    Работа журналиста, занимающихся расследованиями или работой в зонах военных и иных конфликтов, непредсказуема, невозможно предугадать, что будет в следующую секунду. Также следует отметить и высокий риск работы журналистов .

    В 2007 году глава Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов заявил, что по его данным, в России с начала 1990-х годов погибли около 300 журналистов, но из этих случаев только в 5-10 процентах можно говорить, что журналисты погибли вследствие исполнения своих профессиональных обязанностей . Среди известных журналистов, погибших в результате убийств, оставшихся нераскрытыми - Анна Политковская , Владислав Листьев . При странных обстоятельствах в начале XXI века скончались известные журналисты, занимавшиеся расследованиями - Юрий Щекочихин и Иван Сафронов .

    Основной задачей журналиста является информирование (в числе иных структур - партий и т.д.) населения, граждан в количестве и качестве необходимом для объединения отдельных граждан в народ. Только такой народ может далее делегировать представителям власти властные полномочия. Воспрепятствование кем бы то ни было деятельности журналистов подрывает легитимность власти РФ и должно преследоваться по закону как государственное преступление.

    Комитета защиты журналистов: Россия занимает 9 место в мире (2011), за 10 лет убиты 16 журналистов, Сомали -10

    Позже актёр вспоминал:

    Источники

    • Есин Б. И. (2000). История русской журналистики (1703-1917), Москва, Флинта, Наука.
    • Махонина С. Я. (2008). История русской журналистики начала XX века. Москва, Флинта, Наука.
    • Кузнецов И. В. (2006). История отечественной журналистики (1917-2000), Москва, Флинта, Наука.
    • Пасти С. (2004). Русский журналист в контексте перемен. Университет Тампере (диссертация).

    Примечания

    1. Арлен Блюм. Советская Цензура Эпохи Большого Террора
    2. «Всё в этой жизни надо делать профессионально» - интервью с исполнительным директором ИД «Собеседник» Сергеем Цыгановым | Новости ИД «Собеседник» | Sobesednik.ru
    3. Михаил Леонтьев. Газета «Сегодня» вчера и сегодня
    4. Энциклопедия отечественного кино
    5. Газета. Ru | Британия | Общественное СМИ в долгу у общества
    6. Двойные стандарты новостей. Не стоит рубить сук, на котором сидишь
    7. Media Guide:: Новости:: Кто научит журналиста
    8. Lenta.Ru: Пресс-конференции: Алексей Пивоваров, журналист
    9. Михаэль Дорфман За что убивают журналистов
    10. МЕДИАКРАТИЯ | mediacratia.ru:: Медиа-сообщество:: Статистика гибели журналистов в России - завышена
    11. Гибель журналистов - хроники нераскрытого
    12. Сергей Дюпин. Иван Сафронов ушел без объяснения причин . Коммерсантъ № 36 (3612) (7 марта 2007). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
    13. Александр Абдулов: У меня снимались и актеры, и бегемоты // KP.RU
    14. Блоги МК
    15. Радиостанция «Эхо Москвы» / Блоги / Сергей Бунтман, обозреватель / Холуям все равно. / Комментарии
    16. Наташа Власова: «Самой писать песни - это счастье»
    17. Правильное избиение журналиста - Tynu40k Goblina
    18. http://www.tden.ru/articles/incident/014101/comments/6.html .
    19. http://www.motor.ru/archive/number113/art15
    20. Александр Гаврилович Абдулов / Alexandr Abdulov: Играющий тренер
    21. Tim Weiner . Mike Wallace, CBS Pioneer of "60 Minutes," Dies at 93 (April 8, 2012). Проверено 8 апреля 2014.

    Ссылки

    • Журналист в каталоге ссылок Open Directory Project (

    Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих отношений. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. При этом знаковое и более всего несущее информацию речевое общение выступало как составная часть всей жизни людей.

    Информационное общение, в котором оказались, задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, – воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей.

    Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация – общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена.

    С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями.

    С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали для оповещения подданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов. С устными формами распространения информации связаны широко бытующие сейчас слова – «форум» (площадь собрания в Риме), «трибуна» (выборные должности), «вече» (собрание у славян), «дума» и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов, что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистическими явлениями.

    Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений. Политическое красноречие было составной общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры, вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях.

    Одновременно с устными развивались письменные формы массовой информационной деятельности. Позже возникли прокламации, листовки и др. На их основе сформировались жанры публицистики. Широко вошедшие в журналистскую практику.

    Все эти формы общественной коммуникации возникли в древности как формы пражурналистской деятельности. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики – подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода.

    Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались в течении столетий сводки различных известий – «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима.

    История сохранила названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручилось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовым и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. Материал для этих изданий собирал специальный чиновник из сословия всадников. Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона.

    И в других странах, например, Японии, до возникновения печатной техники существовали «газеты» – оттиски с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая «газета» – «Иомиури Каварабан» за 1615 г. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters».

    Предтечи профессии в устном информировании –глашатаи известных во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англии новостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разносили бродячие музыканты – шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями.

    С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы». Настоящую репортерскую деятельность развернули французские нувеллисты. Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей информацией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей – прообразы редакции появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались добыванием и продажей заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событий.

    Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий», отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.

    Собственно журналистика – печатные периодические издания – могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки – непосредственные предшественники газет, журналов и альманахов. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналисткой периодики.

    Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.

    Все эти социальные, политические, культурные экономические факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерческой, научной, культурной информации, а также политической – о внутреннем и международном положении дел. Технические возможности тиражирования информации способствуют быстрому росту и развитию всесторонних связей между странами. Именно поэтому время выхода на арену истории буржуазии с ее экономическими интересами, а затем и политическими притязаниями сопровождались становлением и развитием журналистики. Кроме, того, и феодально-клерикальные круги стали поддерживать развитие печати, понимая ее значение для политической и идеологической борьбы.

    Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

    Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Новые издания быстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной прессы глядит гораздо богаче и пестрее.

    Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии стремились использовать печать для распространения своих взглядов на общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое сознание.

    Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.

    Так как на смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни его интересы, и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.

    В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I.. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования.

    В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в 5-6 тыс. экземпляров считался огромным.

    В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории, включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки, правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей. Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных социальных сил.

    С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Во второй половине XX века были изобретены способы воспроизведения фотографических снимков с помощью клиширования, ротационная машина, линотип. Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории, благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус профессиональных журналистов.

    В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов бульварной прессы.

    Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.

    На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение – в конце 40-х годов XX века. К 80-м годам развитие всех трех типов каналов массовой информации благодаря успехам радиоэлектроники привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Начало формироваться единое мировое информационное пространство, когда межгосударственные границы перестали быть препятствием для распространения массовой информации. Наступление после эры «холодной войны» разрядки, а затем и мирного периода в развитии человечества придало журналистике еще более весомую роль в процессах развития земной цивилизации. Если раньше в условиях идейно-политических столкновений журналистику называли «пятой великой державой» или «третьей силой», то теперь все чаще ее стали именовать «четвертой властью» (помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной роли в обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах.

    Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный “триумвират” средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

    Эта сила журналистики обусловлена значением информации в современной жизни общества. И ее роль будет увеличиваться по мере продвижения человечества к развитому информационному обществу, где решающим фактором развития станут «информационные технологии». Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающие значение.

    В формирующемся постиндустриальном информационном обществе деятельность СМИ серьезно меняется и технически. После трех первых этапов развития (устная речь, письменные формы, технические средства копирования текста и изображения, звуко- видеоматериалов) наступает четвертый, основанный на господстве электронно-компьютерных средств – цифровой записи и передаче информации с использованием волоконно-оптического кабеля и космической связи. Наступает пора multimedia . когда «потребитель» информации будет располагать основанным на компьютерной базе единым устройством, соединяющим свойства телевизора, радиоприемника, телефона, электронной почты, факса, фото- видеокамеры, притом размером с книгу. Интерактивная (двусторонняя связь) с банками данных позволит с помощью принтера получать газету, создаваемую с учетом интересов и вкусов потребителя с помощью компьютера, «знающего» предпочтения «хозяина» и выполняющего его заказы. Так «бродкастинг» превращается в «бродкетч»: возникает парадоксальное явление – индивидуализированная (или демассовизированная) массовая информация.

    В результате компоновки на «заказ» массово-информационного «меню» возникает опасность такой индивидуализации получаемой отдельными потребителями информации, что образы мира в сознании людей будут существенно (а порою и кардинально) различными. Единый реальный мир превращается тем самым во множество несовпадающих его «образов»-версий. В этих условиях резко возрастет значение такого источника массовой информации, который бы готовился журналистами как интегрирующая модель современности, создающая своего рода background, предоснову миросознания и задающая парадигму восприятия всей другой информации. Это особенно важно для единого взаимозависимого мира информационной цивилизации XXI века.

    В последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, нынешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, равно как и сильно политизированной информацией в социальных областях. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые “горячие” темы, сенсации дня. Интернет – пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

    Основным преимуществом электронного издательства перед традиционным является высокая оперативность информации: после верстки издания ее можно мгновенно поместить в сеть. Применение гиперссылок обеспечивает быстрый доступ к справочной информации, кроме того, есть возможность включать в текст мультимедийный средства. Цветовая палитра монитора более разнообразна в сравнении с полиграфической, к тому же можно использовать объемную 3D графику.

    С экономической точки зрения, на первый взгляд, электронное издательство не требует больших финансовых вложений, так как отсутствуют затраты на полиграфические услуги, материалы, хранение готовой продукции, расходы на транспорт, многократную допечатку. Прямыми затратами, не считая оплату журналистского труда, будут средства на установку сервера с качественными линиями связи.

    Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она возникла, совершенствовалась, и росла под влиянием того общества, которому была призвана служить. Пресса является продуктом и составной частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории.

    Главной целью курсовой работы было выявление причин, которые способствовали появлению, развитию и становлению журналистики, как полноценного и обязательного социального института современного общества. Я постарался выделить ряд основных предпосылок и причин:

    1. Информационная (необходимость передачи информации как таковой)

    2. Развитие духовной культуры общества

    3. Материально-техническое развитие общества

    4. Потребность общества

    Экономические преобразования в обществе

    Её участие в идеологических и политических процессах.

    Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М. Аспект Пресс, 2001 – 287 с.

    Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М. Изд. РИП-Холдинг, 2000. – 308 с. – (Практическая журналистика)

    Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 255 с.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

    Профессию журналиста можно получить в огромном количестве вузов по всему миру. Однако специфика ее познается именно на практике, постигается через опыт. От того, какую медийную область абитуриент собирается изучать, зависит выбор университета.

    Есть такая работа - знать обо всем

    Журналистика - это служба или призвание? Конечно, в первую очередь она является профессией, где нужны свои навыки и умения. Журналист умеет сочинить очерк, получить интервью, составить пресс-релиз.

    Также эту специальность отличает постоянный контакт с людьми из разных областей. Поэтому настоящий сотрудник прессы умеет вызывать у них доверие и получать необходимую информацию. Это и сыщик, и актер, и писатель в одном лице. Конечно, столь многогранная деятельность приводит к быстрому расширению кругозора.

    Ходячая записная книжка

    Настоящую акулу пера можно узнать по особому взгляду. Работник прессы смотрит на мир жадно, ища кругом инфоповод, источник исходных данных для материала и новых социальных контактов. Это, конечно, не означает, что знаменитый прототип по имени Папарацци из кино Феллини являет собой истинного журналиста, демонстрируя бестактность и назойливость. Но без расторопности в СМИ делать нечего. Ведь, как высказался Владимир Познер в передаче "Школа злословия", журналистика - это магия, которая присутствует только в настоящем моменте.

    Чтобы сделать хороший материал, обозреватель должен подготовить информацию, составить свой обзор и публикацию с правильно расставленными акцентами. Поэтому очень часто прессу можно узнать по блокноту для записей или новомодному гаджету, выполняющему ту же функцию.

    Талантливый сотрудник СМИ умеет преподнести новость так, чтобы ее невозможно было не читать. Очень важно в новостной работе ясно представлять картину происходящего, разглядывать неоднородность материалов и фиксировать внимание аудитории на главной идее при помощи мастерства владения словом.

    Конечно, многие считают, что журналистика - это младшая сестра литературы, и к искусству она имеет отношение, как маляр к живописи. Однако очень часто талантливые писатели выбирают эту стезю, вместе с этим сочиняя прекрасные истории и романы. Возможно, что именно современный образ жизни сделал из затворников-писателей людей, ведущих социально активную жизнь. Теперь автор ищет своих героев не во внутреннем пространстве, а в толпе зевак. Таков краткий портрет современного работника прессы.

    Основы журналистики: подготовка материала

    Новость - это и есть та волшебная эссенция, получаемая в результате трудов профессионального обозревателя. В СМИ важна информация. Факты и реальные события делают материал интересным. Домыслам и размышлениям в новостной прессе нет места. Любой институт журналистики оттачивает у своих студентов умение отделять главное от второстепенного. Учащиеся тренируются выводить основную мысль, находить важную информацию в ходе расследования, обрабатывать данные и интересно преподносить материал. Это и есть основы журналистики.

    Также студенты изучают различные направления, которые действительно отличаются друг от друга приемами и стилем изложения. Газетная журналистика, радио- и тележурналистика требуют разных умений.

    Кроме того, есть такие направления, как фотожурналистика и рекламистика. Однако практически все они требуют хорошего владения словом. Чтобы писать статьи для печатного издания, важно уметь лаконично излагать факты, для радио нужна виртуозная устная речь, для телевизионной деятельности, помимо вышеуказанного, необходимо уметь работать в кадре.

    Имею скафандр - готов путешествовать

    Очень часто подростки загораются желанием овладеть профессией сотрудника прессы, но не проводят своего журналистского расследования по поводу подходящего учебного заведения. Выбор, как правило, падает на самый близкий к дому или престижный вуз. Однако необходимо при этом учесть еще и специфику кафедры.

    В России практически в каждом крупном городе есть возможность получить качественное филологическое образование. Однако есть ряд университетов, которые предоставляют узкоспециализированное образование в той области, которая интересна абитуриенту.

    Конечно, это журналистика МГУ, факультеты журналистики МГИМО и института Массмедиа РГГУ.

    Международная журналистика появилась в МГИМО в 1968 году. Что касается института Массмедиа, то РГГУ ставит перед собой задачу преподавать гуманитарное образование на высоком уровне в условиях, которые диктует информационный век.

    МГУ - это основа журналистики в нашей стране, поэтому факультет будет рассмотрен подробнее.

    Все выпускники трех крупнейших вузов получают возможность научиться самостоятельно создавать медийные материалы, а также свободно ориентироваться в информации, находить ее там, где обычный человек неспособен. Не каждый факультет журналистики дает возможность получить обширную практику, как это происходит в крупнейших вузах страны.

    Заграничные вузы

    Самые авторитетные факультеты и университеты в мире, готовящие журналистов, имеют свои уникальные традиции обучения. Но если раньше вектор образования выбирался исходя из внутренних потребностей страны, то сейчас, в эпоху глобализации, классические школы все чаще делают программы более универсальными. И при этом студентам предоставляется возможность получить уникальный опыт. Именно ради приобретения профессионального мастерства у гуру СМИ учащиеся преодолевают немыслимые расстояния и языковые барьеры.

    Школа журналистики, которая считается одной из самых авторитетных, находится в США. Тут проводится подготовка мастеров пера по всем основным направлениям.

    За журналистикой в области права и экономики стоит отправиться в Мадридский университет Карлоса III. Основы мастерства сочинительства тут преподают через призму социально-гуманитарных наук.

    Научные журналисты получают необходимый опыт в Дортмундском университете Германии. Тут преподаются естественные и технические дисциплины, выпускники защищают научную работу по выбранной проблематике. Кроме того, в Германии готовят мастеров прессы технического профиля. Этим занимается Fachhochschule Bonn-Rein-Sieg. Информатика, точные науки, техника автоматизированного управления тут преподаются, как и история журналистики или стилистика родного языка.

    В Австралийском университете University of Western Sydney изучают деловую, спортивную и политическую журналистику. А вот работники медиа, которые специализируются на анализе искусства, отправляются изучать мастерство в Новозеландский институт технологий. Тут же готовят музыкантов, фотографов и дизайнеров. Таким образом, в Новой Зеландии выпускают не просто узкоспециализированных журналистов, но профессионалов на стыке двух областей. Второй пример комбинированного обучения есть в университете Наварра в Испании. Тут ученики специализируется на философии, а после окончания становятся журналистами-аналитиками.

    За рубежом по-прежнему актуальна стажировка студентов в других языковых средах. Например, школа журналистики во Франции практикует поездки студентов в Италию. В Италии иная культура, другой опыт для учащихся. В итоге тут преподается особенная журналистика. Вузы всего мира предлагают свои программы и требования.

    Окно в Европу

    Такие российские вузы, как МГИМО, РГГУ и МГУ, отправляют своих учеников за рубеж. Институт журналистики предоставляет возможность получения иностранного опыта. Основное условие для этого - наличие выдержанного языкового экзамена и несколько лет обучения в базисном вузе.

    Если абитуриент самостоятельно ищет себе курсы журналистики, то все тяготы бумажной волокиты ложатся на него. Помимо перечисленных испытаний, необходимо предоставить автобиографию, справку о финансовой состоятельности, рекомендательное и Желательно подготовить портфолио опубликованных в СМИ работ. Регистрационный сбор, оплата жилья и специализированные платежи - все это оплачивается в частном порядке. При этом часть зарубежных вузов назначают стипендию иностранным гражданам и предоставляют общежитие.

    Разносчики новостей

    Иногда журналистов называют представителями второй древней профессии, намекая на способность преподносить новости в том свете, в котором их заказывают. Однако в России сотрудники прессы появились сравнительно недавно - в позапрошлом столетии.

    Название взято из французского языка и означает "дневник" (от journal). Московские публицисты занимались периодическими изданиями. Уже при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче издавались первые рукописные издания "Куранты" и "Вестовые письма", преимущественно в них публиковались переводы из европейских газет: немецких, шведских, польских и голландских. Новости зачитывались царю и приближенным боярам. А в 1702 году вышли первые пробные "Ведомости", состоящие опять же из заграничных новостей. Сам Петр Великий находил в своем графике время, чтобы отбирать самые ценные сведения. В 1703 году издание начало выходить регулярно по вторникам и пятницам.

    Таким образом, разносчики новостей появились очень давно, но развиваться журналистика смогла только после появления и потребности широкой публики в свежей информации. Такая необходимость возникла в 17 веке, эпоху технического бума, когда фабриканты начали следить за актуальной экономической информацией. Купцам было необходимо знать, в каких странах можно закупить материалы и где появились новые станки для производства. Помимо этого, в изданиях сообщались цены, что давало возможность узнать о конкурентном рынке.

    В этот же период к СМИ появляется большой интерес у государственных структур. Теперь пресса - "ездовая лошадка" идеологических, религиозных и политических игр.

    История журналистики тесно связана с общим уровнем грамотности населения.

    Большой вклад в отечественную новостную сферу внес Михаил Ломоносов. Его труд "Рассуждения об обязанностях журналистов" заложил вектор развития профессии в 19-20 вв. Именно на базе представлений ученого о том, какой должна быть отечественная печать, строилась работа альманахов "Колокол", "Московский телеграф", "Отечественные записки", "Полярная звезда".

    Октябрьская революция родила "Новый мир" и другие печатные издания, среди которых "Известия", "Комсомольская правда", "Советская Россия".

    Наследие отечества

    Одним из самых крупных факультетов страны, готовящих журналистов, является журфак МГУ. На факультете размещено 14 кафедр, среди которых: отделение зарубежной журналистики и литературы, кафедра истории отечественных средств массовой информации, литературно-художественной критики и публицистики, стилистики родного языка, телевидения и радиовещания, техники газетного дела, новых медиа и теории коммуникации и прочие. Тут же осуществляется подготовка фотожурналистов, специалистов-редакторов, интернет-авторов. Факультет журналистики МГУ проводит обучение в разных формах: дневная, вечерняя и заочная. Однако в последние годы набор на заочные направления приостановлен. На дневной форме представлены газетная, фото-, радио-, теле-, международная, спортивная, деловая журналистика.

    Основные специальности, такие как газетная, теле-, радиожурналистика, а также редакционное дело и связи с общественностью, также можно изучать на вечернем отделении.

    Все студенты осваивают общественно-политические, филологические и специализированные дисциплины. Особое внимание уделяется изучению технологии и методики творческой деятельности, подготовки материалов для телепередач и радиопрограмм, организации работы редакционного коллектива, приобретению навыков работы в издательстве, создания и продвижения сетевых медиа, конвергентного медиа-контента.

    На базе факультета размещена огромная научно-образовательная площадка, представленная Ибероамериканским центром изучения журналистики и культуры, Свободным российско-германским институтом публицистики, Центром по изучению СМИ Скандинавии и Финляндии, Франко-российским, Российско-японским, Итало-российским, Российско-индийским, Российско-китайским центрами. Учащиеся могут в совершенстве освоить иностранные языки, изучить медиа-системы и принципы разных государств, участвовать в программах зарубежного обмена, которые предоставляет факультет журналистики. Программа обучения постоянно совершенствуется.

    История длиной в 60 лет

    Факультет журналистики МГУ за 60 лет окончили более 20 000 человек. Среди них - печально известные и Анна Политковская. Из современных медийных звезд стоит вспомнить Эрнеста Мацкявичуса и из развлекательного СМИ - это Эвелина Хромченко, Дана Борисова, Тутта Ларсон, Андрей Малахов. Тут же учились знаменитый писатель Дмитрий Быков и поэтесса Вера Полозкова.

    Впечатляют не только выпускники, но и состав преподавателей. Так, журналистика МГУ представлена более 165 представителями профессуры. Среди научных сотрудников 97 доцентов, кандидатов наук и 32 профессора. Многие состоявшиеся выпускники, окончившие факультет журналистики, продолжают преподавать именно тут. Среди них - радиоведущая Светлана Сорокина, музыкальный критик Артемий Троицкий, главный редактор программы "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Для всех этих людей журналистика - больше, чем профессия, это призвание, поэтому учиться у них - значит не просто постигать азы мастерства, но и раскрывать собственный талант.

    Эпицентр студенческой вселенной

    Считается, что памятник Ломоносову - это не только история журналистики, но и место силы литераторов и писателей. Сюда приходят молодые учащиеся, недавние выпускники, тут место тусовок журфаковцев.

    Вся учеба в вузе пропитана особой атмосферой, ведь студенты проводят вместе очень много времени. Они выпускают факультативное издание "Журналист", сами готовят внутренние передачи и программы, активно разрабатывают медийные средства информации.

    Кружки журналистики - это в первую очередь творческие мастерские и студии. Тут ребята учатся отстаивать свое мнение, слушать другие точки зрения и давать комментарии друг другу на уровне обратной связи высокого качества.

    Сдать, чтобы стать своим

    Для того чтобы учиться в МГУ, вуз, как и любой другой университет журналистики, предлагает абитуриентам выдержать вступительные испытания. Сегодня они включают Единый государственный экзамен по русскому и литературе. Кроме того, необходимо сдать еще и иностранные языки, среди которых, помимо английского и немецкого, принимают экзамен по французскому и испанскому.

    Профильным предметом считается литература, также учитываются результаты творческого конкурса.

    Само поступление осуществляется в два этапа. На первом отбираются лучшие творческие сочинения, а на втором делается выбор в пользу тех абитуриентов, которые достойно выдержали собеседование.

    Для бакалавров предоставляется возможность поступить в магистратуру (срок обучения - 2 года). Сюда достаточно выдержать собеседование и предоставить диплом о высшем образовании.

    Длительность подготовки специалистов по второму высшему образованию составляет 3 года. Испытания тут те же, что и при зачислении в магистратуру. Обучение проходит на платной основе, однако все желающие могут посещать профессорские лекции и мастер-классы ведущих профессионалов, среди которых журналисты-практики из ведущих медиа-ресурсов.

    Юный журналист

    Для школьников 9 и 10 классов, которые хотят подготовиться к вступительным испытаниям, ведутся курсы журналистики. Для того чтобы принять участие в обучении по программе курсов, нужно пройти тестовое задание. Также абитуриенты могут посещать и другое заведение - "Школа юного журналиста". Для занятий в школе-студии нужно написать сочинение и выдержать собеседование. Курсы журналистики длятся 9 месяцев. В школе-студии продолжительность обучения - 1 или 2 года. Журналистика - это призвание, и понять это лучше в юном возрасте.

    Говорят, что журналистом, писателем, критиком не рождаются, но становятся. Однако, если с детства вы замечали за собой любовь к ручке и бумаге, возможность сочинять и доносить это до окружающих, выражать свое мнение и слушать чужое, то вам однозначно по пути с акулами пера.

    Профессию журналиста мы считаем одной из самых интересных профессий. Быть в курсе всех важных новостей, иметь право выносить на всеобщее обсуждение какие-то проблемы, помогать другим людям - всё это черты журналистской работы.

    Профессия журналиста часто связана с интересными и неожиданными встречами, с путешествиями, с морем информации, которую он узнает одним из первых. Быть журналистом - значит быть человеком целеустремленным, настойчивым и в то же время легким в общении, отзывчивым. И эти, казалось бы, противоположные качества может объединить в себе именно журналист. Хорошим журналистом можно стать тогда, когда не жалеешь своих сил и времени на изучение важных явлений в обществе, когда у тебя достаточно вдохновения, сил и таланта, чтобы «докричаться» до аудитории. И все же, на наш взгляд, нет большего удовлетворения, когда ты видишь, что с помощью «своего пера» кого-то защитил, нашёл справедливость, вселил в кого-то надежду.
    Что же такое журналистика?

    Во-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, всё многообразие продукции этой деятельности - газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации - газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в её рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

    Сам термин «журналистика» произошёл от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком - «Journalistik». В России термин «журналистика» первоначально использовался только для обозначения журналов, где-то в середине XIX века его стали применять ко всем периодическим изданиям, в том числе и к газетам. Но было бы неправильно считать, что журналы появились на свет раньше газет.

    В России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича готовились рукописные газеты - «Вестовые письма» и «Куранты». Основу их составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. Дьяки и подьячие Посольского приказа выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги. Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали и приближенные к царю бояре.

    Первая печатная газета появилась при Петре I. 17 декабря 1702 г. вышел в свет первый номер «Ведомостей». По замыслу Петра I в них должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1702 года третий номер «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия. В разные годы газета выходила с различной периодичностью и только через четверть века стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам.

    Слово «журналистика» связано с печатной, периодической формой распространения информации. А теперь проверим вашу сообразительность и умение анализировать известные факты. Итак, что же необходимо было для того, чтобы появилась на свет журналистика? Верно, раз журналистика связана с печатной формой распространения информации, уже должны были существовать печатный станок и бумага. Так в XV веке И. Гутенберг изобрёл удивительное, определившее на несколько веков новую эру, которую так и окрестили «эрой Гутенберга». Он изобрёл печатный станок.

    Далее журналистика связана с периодическим распространением информации, следовательно, для этого должна быть создана некая организация или служба, которая могла бы распространять газеты по различным территориям. В России почтовое ведомство появилось при поддержке немецких комиссионеров в 1664 году.

    Но это были только технические предпосылки. Журналистика возникла тогда, когда появилась потребность в актуальной, регулярной экономической информации. Купцам, фабрикантам приходилось добывать сведения, где, в каких городах и странах можно купить, например, новые станки и за какую цену можно продать свои товары.

    Кроме технических предпосылок и экономической потребности возникновению журналистики способствовали государственные, политические процессы, происходившие в Европе. Становление национальных государств, борьба различных идеологических, религиозных, политических сил - всё это требовало мощного средства управления государством, а также пропаганды тех или иных воззрений (вспомните «Ведомости» Петра I).

    Естественно, что для возникновения журналистики был необходим определённый уровень культуры общества и, прежде всего, грамотность населения.

    Все зависит от того, кого считать «журналистом». Если мы имеем в виду человека, который распространяет информацию, то к числу пражурналистов можно отнести авторов берестяных грамот с новостями из разных городов или глашатаев, которые доносили указы князей народной толпе в X–XIV веках.

    Официально же первой русской газетой были «Вести-Куранты», которые появились в начале 1620-х годов. У газеты не было постоянного названия - в исторических документах она упоминается и как «Вестовые письма», и как «Столбцы». Издание представляло собой рукописные свитки шириной в один столбец и длиной до нескольких метров. «Вести-Куранты» готовили дьяки Посольского приказа - их и можно назвать первыми отечественными редакторами и журналистами. Дьяки читали газету вслух и боярам.

    Состояли «Вести-Куранты» из переводов зарубежных газет и сообщений от русских или иностранных купцов, которых можно считать кем-то вроде современных специальных корреспондентов. Следующего царя, Алексея Федоровича, особенно интересовал образ Русского государства за рубежом, поэтому во время его правления круг тем «Курантов» значительно расширился. В газете появились заметки об экономических и военных делах, а также об эпидемиях, которые бушевали в соседних государствах. На основании этих статей в России вводился карантин на ввоз иностранных товаров в период эпидемии чумы. Архивы сохранили свидетельства того, что создатели «Курантов» пробовали работать в разных журналистских жанрах. Например, в газете встречались прообразы современных интервью: «…вопросы и ответы, что прислал боярин Офонасей Лаврентьевич с Федором Казанцом о польских делах и о свейском резиденте» .

    Доподлинно известно, что во второй половине XVII века «Столбцы» помогали готовить глава Польского приказа Афанасий Ордин-Нащокин и глава Приказа тайных дел Дементий Башмаков.

    «Вести-Куранты» выпускались минимальным тиражом в один-два экземпляра и не доходили до широкого круга читателей. А назывались они так потому, что до начала XIX века слова «газета» в русском языке не было: периодическое издание называли «курантами» - на европейский манер (от франц. courant - «текущий»).

    Первую печатную газету «Ведомости» основал в 1702 году. Это издание уже напоминало современную прессу: его печатали тиражом от одной до четырех тысяч экземпляров и продавали за две копейки. Император лично редактировал «Ведомости», указывал, что в ней стоит печатать, и вычеркивал ненужное. Среди первых профессиональных российских журналистов были как раз авторы «Ведомостей»: писатель и переводчик Федор Поликарпов-Орлов, кабинет-секретарь Петра I Алексей Макаров, дьяк Яков Синявич и переводчик Борис Волков.

    В России журналистика всегда была тесно связана с литературой и публицистикой. В работе журналов и газет принимали участие литераторы и ученые, которые редактировали издания, собирали материал и сами писали статьи. К примеру, был редактором «Санкт-Петербургских ведомостей», он же стал автором первого теоретического труда о профессии «О должности журналистов в изложении ими сочинений, назначенных для поддержания свободы рассуждения». Еще одним из первых российских журналистов можно считать Николая Новикова, который издавал сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» в XVIII веке.

    Обучать же профессии журналиста в России начали только в начале XX века. Первые специализированные курсы были открыты в 1905 году на базе Московского государственного университета по инициативе профессора Леонида Владимирова.