Войти
Территория кровельщика
  • Полезен ли томатный сок для нашего организма
  • Полезные свойства лососевой икры для человека
  • Ценные советы для тех, кто хочет похудеть с томатным соком
  • Полезные свойства и вредные качества паслена черного
  • Лечение суставов желатином: как пить и сколько, рецепты настоек и растирок
  • Активированный уголь для похудения
  • История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела

    История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

    Медицина эпохи древнего мира

    Гомель 2009

    Составитель: Петрова, Н.П.

    Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины. В рекомендациях раскрыты основные черты развития медицины Древнего мира. Рекомендации соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

    Утверждено на заседании кафедры

    Протокол №____

    От «___»____________2009 года

    для внутрикафедрального пользования

    1. Тема: медицина эпохи древнего мира

    2. Общее время занятий.

    Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

    В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй ― обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). Третья часть предусматривает тестовый контроль знаний, подведение итогов занятия.

    3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины. Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в последующие периоды.

    4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с состоянием медицины и гигиены Древнего мира.

    5. Задачи занятия:

    1. Рассмотреть основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.

    2. Изучить особенности медицины и гигиены Древней Греции и Древнего Рима.

    3. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины и гигиены в эпоху Древнего мира.

    6. Требования к исходному уровню знаний.

    Студент должен знать:

    ― источники изучения медицины Древнего мира;

    ― особенности медицины и гигиены древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая);

    ― развитие медицины периода эллинизма.

    Студент должен уметь:

    ― находить исторический источник;

    ― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах для совершенствования своей профессиональной деятельности;

    ― определять основные черты медицины и гигиены Древнего Египта, Древней Месопотамия, Древней Индии, Древнего Китая;

    ― анализировать особенности медицины и гигиены периода эллинизма;

    ― оценить труды Гиппократа, К. Галена;

    Студент должен иметь навыки:

    ― ведения первичного поиска тематических исторических источников.

    Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

    7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

    1. Значение философии в эпоху Древнего мира для развития медицины (труды Демокрита, Платона, Аристотеля).

    2. Мифология в государствах Древнего мира.

    3. Санитарно-технические сооружения в государствах Древнего мира.

    4. Архитектурные памятники Древних цивилизаций.

    5. Древние законодательные акты.

    6. Этические документы государств Древнего мира.

    8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

    1. Характеристика эпохи.

    2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

    3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древняя Месопотамия Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

    4. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.

    5. Гиппократ, Гален, их значение для медицины.

    9. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

    Характеристика эпохи.

    Обширная географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простиралась с запада на восток от современного Туниса - территории древнего Карфагена - до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современных Судана и Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря.

    Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах Древ­него мира имело как общие черты, так и свои характерные особенности.

    Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира:

    Изобретение письменности (с 4 - 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);

    Формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теур­гического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;

    Развитие представлений о происхождении болезней (связанных с приро­дой, морально-этических, религиозно-мистических);

    Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

    Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие ги­гиенических навыков и традиций;

    Развитие классового подхода к врачеванию;

    Формирование основ врачебной этики;

    Развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.

    Народы и племена Древнего Востока ранее других за 4000-5000 лет до новой эры вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Здесь же возникло право и религия как первая форма идеологии, освещавшая имущественное и социальное неравенство и эксплуатацию человека. Власть монарха в государствах Древнего мира не ограничивалась никакими правовыми нормами.

    Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.

    Древняя Месопотамия: тексты выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической пе­чати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба).

    Древний Египет: медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изоб­ражения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.

    Древняя Индия: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения ― веды (вященные тексты ведийской религии) - «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: - «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Важным источником сведений по медицине древней Индии является Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к 9-3 векам до н. э.

    Древний Китай: памятники медицинской письменности (с 3 века до н.э.) – летописи, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. Многотомная история Древнего Китая «Ши цзи» - исторические записки, в которых говорится об успешном применении метода чжень-цзю и пульсовой диагностики; содержатся первые достоверные сведения о философских воззрениях: о гармонии между человеком и Вселенной, о тяти первоэлементах, из которых состоит Вселенная и человек.

    Труды: «Трактат Желтого Императора о внутреннем», «Канон Желтого Императора о внутренней медицине» - автор не известен.

    Древняя Греция: Письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.

    Древний Рим: литературные памятники (труды вра­чей, философов, поэтов), данные археологии (раскопки городов Помпеи и Геркуланум), этнография, вещественные и нумизматические источники.

    «Основы медицинских знаний» - Актуальность и значимость: Инновационный потенциал проекта. Ожидаемые результаты: Разработан УМК и программа по курсу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей». Название проекта: продолжение проекта 2007 г. Организация – головной исполнитель: Общее число исполнителей. Коммерческая перспектива проекта.

    «Медицинская психология» - Изучение психологии семейных отношений. Изучение изменения отдельных психических функций при соматических ипсихических заболеваниях. Учебное занятие Сделать анализ составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Ввёл термин «соматопсихический»,подчеркивая приоритет телесного в возникновении некоторых заболеваний.

    «Дети группы риска» - Детская поликлиника. Коррекция социально-психологическая служба при детской поликлинике. Профилактика СОП. Женщины фертильного возраста. Внутришкольный учет. Информационно-просветительская работа. Социальный работник женской консультации. Ранняя диагностика пороков развития плода. Система работы по ранней профилактике СОП.

    «Качество медицинской помощи» - Актуальность проблемы. Потребность в скорой медицинской помощи. КЖ лиц пожилого возраста. Основные жалобы: По уровню образования. Семейное положение. Всего респондентов – 206 человек Средний возраст 68,37±5,49 лет, мужчин - 40, женщин -166. Возрастная структура населения г. Астаны. Среднее количество заболеваний на одного человека - 3,41±0,18.

    «Клиническая смерть» - Клиническая смерть. Непрямой массаж сердца. Прекардиальный удар. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Способ «изо рта в рот». Искусственная вентиляция легких. Способ «изо рта в нос». Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.

    «Профилактика суицида» - Четвертый уровень – третичная профилактика. Первый уровень – общая профилактика. Умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). М.: МГППУ, 2006. Второй уровень – первичная профилактика. Бурмистрова Е.В.. И если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

    Всего в теме 12 презентаций

    Много тысячелетий назад в сердце человеческой цивилизации - Месопотамии была создана древнейшая из дошедших до нас пропись - «фармакопея» медицинского содержания с большим количеством лекарственных трав и минералов. У древних шумер вавилонян и ассирийцев были выработаны строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония и пр. Более того, на шумерском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу - «знающий воду» и изображали в одежде в виде рыбы Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Академия, 2004. - с. 45, 49.. Уже одно это позволяет нам сделать смелый вывод о том, что водные процедуры расценивались древними врачевателями Месопотамии как важнейшее средство интимной гигиены и общим залогом здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитывали не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканий и обмываниях, а также применятся в виде мазей, пилюль, свечей и тампонов Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации /Пер. с англ.. - М.: Наука, 1980. - с. 304-306..

    В древности в религиозных традициях многих восточных народов, в том числе древних евреев, были уже закреплены некие правила поведения при естественных физиологических процессах, происходивших в организме человека. «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера» Библия. Левит 15:19-23. В последующие исторические периоды помимо догматических установок человечество постепенно приходило к мысли о необходимости изобретения практических гигиенических средств.

    Интимная гигиена в Древнем Египте

    Когда удалось прочесть египетские папирусы, возникла картина уровня знаний за три тысячи лет до нашей эры. Сведения о различных болезнях и их лечении встречаются в "Гинекологическом папирусе" из Кахуна, "Ветеринарном папирусе", папирусах Эруса, Бругша и др. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Папирусы, посвященные вопросам медицины, содержат и косметические рецепты, и описание гигиенических процедур, зачастую вперемешку с молитвами и заклинаниями. В Лейпциге хранится знаменитый «Папирус Эберса», датируемый 2000 г. до н. э. В нем описываются способы омовения миртовым маслом, елеем, оливковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Северной Африки, Аравии и Палестины. Египетским целителям были известны лекарственные растения, многие из которых - касторовое масло, льняное семя, полынь и опий - применяются в медицине и сегодня. Египетские врачи приготовляли из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение Культура Древнего Египта. - М.: Наука, 1976. - С. 254-255..

    Высокого уровня достигла и гигиена Древнего Египта: диета и соблюдение чистоты входили в религиозные предписания. Бога мудрости Тота египтяне обычно изображали в виде человека с головой птицы ибис или же в виде самой птицы Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Академия, 2004. - с. 68.. Причина изображения его ибисом заключается, по всей видимости, в том, что эта птица известна как истребительница змей, червей, скорпионов и вредных насекомых - бича Египта. Особенно древние египтяне опасались червей, поскольку они, как считали древние врачи, могли появляться в организме человека не только в результате приема плохой, загрязненной пищи и воды, но и в результате порчи его "соков ". В результате таких представлений о причинах болезней основу их предупреждения и лечения составляли очистительные мероприятия: омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление "дурной "крови и "испорченного "воздуха, прием больным слабительных, потогонных, рвотных и других очистительных средств. В эпоху позднего царства этому богу приписывалось авторство так называемых "Герметических книг", которыми регламентировалось лечение болезней в эпоху последних фараонов, персидских и греческих властителей Сорокина Т.С.Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир.-М.:Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1987.- с. 38..

    Поэтому понятно глубокое почтение египтян к богу Тоту, которому они приписывали изобретение клизмы Геродот. История в девяти книгах/ пер. с дренегреч. Т. 2. - 2-е изд. - М., 1888. - С. 77.. Данное изобретение, а самое главное - его широкое и повсеместное использование в Египте, навевает мысли и о том, что уже тогда использовалось и спринцевание. Тем более что именно из Египта ведут свою историю и средства менструальной гигиены. Сведения, содержащиеся в египетских манускриптах, позволяют нам узнать о тампонах, сделанных из льняных волокон, которые "вводились в плоть" во время менструации. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) описал средства внутренней защиты сделанные из свернутой в трубочку ткани, а также из круглого деревянного стержня, покрытого абсорбирующим материалом. Согласно еще одному сохранившемуся источнику "... жительницы Египта, Сирии и Вавилона предпочитали внутренние средства гигиены в форме рулончика, который изготавливался из мягкого папируса (для богатых) и из тростника (для бедных)".

    Существует и еще один любопытный артефакт, на этот раз затрагивающий вопросы интимной гигиены мужчин. Дошедшие до нас признаки использования презерватива в древнем Египте относятся к временам XIX Династии (1350 -1200 год до Р.Х.). Сегодня очень трудно по обнаруженным рисункам судить о назначении кондомов - религиозном, интимном или контрацептическом. Тем не менее, в Национальном музее в Каире утверждают, что хранящийся у них кожаный мешочек и есть первый в истории презерватив и носил его сам фараон Тутанхамон (1343-1325 до Р.Х.), правивший Египтом в возрасте с 9 до 18 лет.

    Конечно, собственно медицинских сюжетов в художественных росписях и рельефах древнеегипетских гробниц и храмов, скульптур и иллюстраций "медицинских папирусов" сохранилось до нашего времени не так уж много, но они являются важным источником по истории древнеегипетской медицины. На одном из могильных памятников из Саккары сохранилось изображение ритуала обрезания, говоря медицинским языком, циркумцизия (обрезание крайней плоти пениса), который египтяне совершали с гигиенической целью Сорокина Т.С.Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир.- М.:Изд-во Ун-та Дружбы Народов, 1987.- с. 47.. Операция производилась с помощью кремневого ножа Афанасьева В.К.,Луконин В.Г., Померанцева Н.А.Искусство Древнего Востока. Малая история искусств.- М.: Искусство, 1976. - 376 с...

    В Египте обычай обрезания несколько раз упразднялся и вновь вводился в обиход. Геродот объяснял его заботой о личной гигиене, современные же ученые склонны рассматривать его и как магический акт, символизирующий кровавую жертву божеству. Кроме того, Геродот утверждает, что евреи, эдомитяне, аммонитяне и моавитяне заимствовали обычай обрезания у египтян. Это кажется тем более вероятным, что в Месопотамии, откуда названные племена прибыли в Ханаан, такого обряда не существовало. Греческий историк утверждает, кроме того, что египтяне, в свою очередь, переняли обычай обрезания у эфиопов. История обрезания подробно описана в Библии. Авраам, который вел свой народ из Ирака в Палестину, услышал глас Божий, повелевший ему обрезать острым камнем крайнюю плоть. С тех пор так должно поступать всем иудеям мужского пола в знак союза с Господом. Однако если смотреть на предмет с другой точки зрения, то обрезание, безусловно присутствующее и в первобытном обществе и позже, в первую очередь вопрос личной гигиены. Этим издревле и объясняется его популярность среди народов пустыни и степных кочевников, для которых вода до сих пор ценится дороже золота. Для большинства из них это был обряд, показывающий возмужание мужчины, инициацию. Обрезание всегда было распространено у арабов; оно вошло в обиход и у мусульманских народов Забегая вперед на многие века, укажем что эта процедура получила широкое распространения и в современных США. Непросвещенные отечественные телезрительницы узнали о некоторых интимных подробностях американских мужчин из щебетания неунывающих четырех подружек «Секса в большом городе». Подчеркнем лишь, что в Америке подобные операции вошли в практику с 80-х годов 19 века и носили там не столько гигиенический, сколько нравственно-догматический характер..

    Таким образом, возвращаясь к медицине Древнего Египта, отметим, что она находилась на очень высоком уровне и в значительной степени повлияла на развитие медицины в Древней Греции. Тот же Геродот в своей «Истории» упоминал, что египетские врачи считаются лучшими в мире. Египтяне, от которых, во многом унаследовали медицину греки, придерживались идеи четырех основных стихий, а именно: огня, воды, воздуха и земли, которые, по их мнению, оказывали влияние на здоровье человека.

    Г. Климт «Гигея»

    Эта тема кажется довольно простой, даже элементарной. Но первое впечатление обманчиво.

    Во-первых, она сама распадается на множество отдельных тем - возникновение представлений о гигиене, историю ее средств - мыла, губок и других моющих приспособлений, ванны и душа, хронологию общественной организации гигиены - водопровода, канализации,бань общественных и личных, общественных служб уборки нечистот, и тп. То есть это не одна технология, но множество разных технологий и социальных инноваций. Во-вторых,меня всегда интересует датировка тех или иных новых явлений, а тут даты, как правило, очен неточные.

    Но все же попробуемразобраться в теме и хронологии. Начнем с древних греков

    1. Представления о гигиене. У греков гигиена была тесно связана с религией. Греки обожествляли врача Асклепия и его дочерей Гигею (или Гигиею, охранительницу здоровья) и Панакию (покровительницу лекарского дела ). То, что этимология имени Гигея связано со словом сила, показывает, какое значение придавалось гигиене.

    "Hygeia" State Hermitage Museum, St Petersburg , Roman copy of Greek statue

    Первый храм Гигеи появился еще в 7 веке до н.э., обычно статуя Гигеи встречается в храмах Асклепия. По Павсанию, ее статуи находились на Аргосе, в Афинах, Коринфе, Гортисе, Сикионе, Оропусе, Олимпии, Мегаре. Представления о гигиене, как основе здоровья и силы суммировал знаменитый Гиппократ (ок. 460 - ок. 377 до н.э.),то есть они развивались вместе с медициной .

    Обычным у греков было мытье рук перед едой и мытье тела перед ужином - эти моменты, к примеру, встречаются в «Одиссее».

    1. Культ силы и здоровья. В греческой система гигиена связана еще и с атлетами, с их 4 общегреческими агонами, то есть состязаниями. Это Олимпийские игры (проводились с 776 г. до н.э), Пифийские игры (с 586 г. до нэ), Истмийские игры (проводились не позже, чем с 582 года до нэ), и Немейские игры (с 573 до нэ). Отметим, что если Олимпийские м Пифийские игр ы проводились раз в 4 года, то Истмийские и Немейские раз в два года, то есть без состязаний не обходился ни один год. Частью агонов были состязания в музыке, пенииии танцах, а в честь Диониса давались и театральные представления. Кажд ый значительный город имел еще и местные агоны, а самый ранний из них упоминается в «Илиаде», там они проводятся по случаю смерти Патрокла. Спорт был существенной частью жизни. Города потому непременно обзаводилисьгимнасиями для тренировки атлетов и залами для борьбы, в их структуру входили свои бассейны и бани. Мытье было завершающей частью тренировки.Отсюда гигиена - часть древнегреческой жизни в ее важном, спортивном элементе. Можно отметить, что в VI веке до н.э. значение агонов и спорта заметно усилилось.
    1. Моющие средства. Мыло можно получить, нагревая масло со щелоком (раствор золы в воде). В литературе утверждается, что смесь масла и золы применялась для мытьяуже в Вавилонии (ок. 2800 до н.э), в 2200 г. до нэ способ приготовления мыла был зафиксирован на глиняной табличке (делался из козьего жира и золы нагреванием с добавкой ароматизатора). Аналогичный рецепт мыла был известен египтянам около 1550 г. до нэ (папирус Эберса ), хотя тамэто средство упоминается в связи с мытьем шерсти, а финикийцы начали производить подобное «мыло» уже около 600 года до нэ. . Греки использовали для м ытья оливковое масло - им умащались и снимали масло с грязью и отмершей кожей специальными скребками, которые назывались стленгис (стригил в Риме), а такжепемзу и губки.

    Атлет льет на руку масло. Применение скребка. Молодые люди со стленгисами .

    Часто можно прочесть,что этот метод использовался вместо мыла, но Дэвид Сэнсон пишет, что это была предварительная процедура перед мытьем и применения мыла она не отменяла. Конечно, грекиимели некоторые моющие средства. Трудно поверить, что будучи в контакте с египтянами и финикийцами, греки не смогли перенять рецептов мыла или не использовали вместо него другие источникиповерхностно-активных вешеств.

    Обращает на себя внимание, в частности, что для мыла у них было специальное слово - «смегма». Ныне оно означает творожистые выделения на половых органах, смесь отмерщих клеток эпителия и других нечистот. Но у греков оно означало м ыло, хотя точно неизвестно, каково оно было в классический период. Явные упоминания о мылевсе же более поздние - у Галена, родившегося в Пергаме и ставшего знаменитым врачом в Риме, оно упоминается, как германское и галльское изобретение. Грек Зосима из Панополиса (Египет), основатель алхимии, описал мыло ирецепт его полученияоколо 300 года н.э.Так что остается гадать, каково было это мыло древних греков. Вероятно, какой-то природный сапонат. К примеру,в их распоряжении было такое растение, как мыльнянка лекарственная Saponaria officinalis, содержащая большое количество сапонатов и грекам известное хорошо. Ее отварами можно мылиться не хуже современного мыла.

    Saponaria officinalis

    1. Ванна. Уже минойская цивилизация имеларазвитый водопровод и великолепные образцы керамических ванн.

    Минойская керамическая ванна, ларнакс.

    Кермическая лохань для мытья

    //Late Minoan IIIA. Mid-14th c BC Ceramic 2002.34.1 Carlos Collection of Ancient Art //

    А эта ванна найдена на Пелопонесе - ванна из «Дворца Нестора». Photo Grant Dean

    Греки, похоже, не сразу освоили использование и производство ванн, у них бытовало вначале купание в природных исторчниках.

    Women bathing . Side B from an Attic white - figure amphora , ca . 525-520 BC .

    Потом возник вариант мытья «у таза». «Таз» назывался louterion - см рисунки на вазах.

    440 г. до н.э.

    Купальщица в центре использует два инструмента для мытья - губку и кисть..

    Еще одна ваза с мытьем вокруг louterion , тут в ходу также стленгисы.

    Таз для мытья ног

    Но и ванны были тоже. Они у греков появились в Ионии примерно в VII в. до нэ , Момент восприятия ванн у колонизаторов Эгеиды-минойцев описан у Гомера. Анализируя«Одиссею», А. Панайотату показала, что если во времена Троянской войны ( XII в. до нэ) у греков было обычным омовения в природных источниках, то Цирцея, принимавшая Одиссея на своем острове, предложила ему горячую ванну. Оттуда, из Ионии и Эгеиды, ванны постепенно распространились по всей Греции, вначале став предметом роскоши, а потом стали общераспространенными в III в. до нэ Хотя процес протекал неодновременно. Например, п ри раскопках города Олинт, к примеру, нашли ванны из терракоты почти в кажом доме, А это V в. до нэ.

    Терракотовая ванна из Олинта, города, разрушенного в 432 г. до н.э. Олинт имел свой водопровод.

    Без водопрововода мытье в ванне было делом иногда молодоступным, потому что надо было накапливать воду. Добавим, что горячая ванна считалась более приличествующей женщине, чем мужчине, но потом греки поняли, что тело лучше отдыхает и восстанавливаетсяпри горячем мытье. Как большие поклонники горячих ванн прославились сибариты, жители города-колонии Сибариса в Южной Италии, основанного около 720 г. до нэ. и разрушенногоКротоном в 510 г. до нэ. Для горячих ванн использовались и природные горячие источники. Как удачная замена горчих ванн была изобретена также паровая баня (см ниже).

    Routh H B ; Bhowmik K R ; Parish L C ; Witkowski J A Soaps : from the Phoenicians to the 20 th century -- a historical review . Clinics in dermatology 1996;14(1):3-6

    David Sansone Greek Athletics and the Genesis of Sport, University of California Press 1992

    John Boardman,N. G. L. Hammond,D. M. Lewis,F. W. Walbank The Cambridge ancient history, Camvrifge Univerity Press 1982, v. 3, part 2, p. 203

    Panayotatou A. G. Baths and Bathing in Ancient Greece . Proc. R Soc Med. 1919; 12 (Suppl) : 107-121.

    Angelakis, A. N., D. Koutsoyiannis, and G. Tchobanoglous, Urban wastewater and stormwater technologies in ancient Greece , Water Research , 39 (1), 210-220, 2005.

    Многие римляне преуспели в том, чтобы стать очень состоятельными, но не всегда здоровыми и мудрыми. Большинство из них в вопросах сохранения здоровья не нашли ничего лучшего, как придерживаться старой поговорки, что «к сорока годам человек либо глупец, либо сам себе лекарь», то есть каждый должен уже почувствовать собственные хвори и знать, как их лечить. Несмотря на высокую численность, римляне, возможно, в подавляющем большинстве так и не доживали до сорокалетнего возраста из-за эпидемий и болезней в сочетании с грязью, мухами и нездоровой пищей и питьем, уносивших их в молодом возрасте. Определенно существуют сведения о римлянах, доживших до преклонного возраста, но, как свидетельствуют надписи на могильных камнях, очень многие умирали молодыми. В отсутствие статистики невозможно угадать среднюю продолжительность жизни римлянина. Сегодня она составляет около 20 лет для среднестатистического жителя Индии, но почти 70 лет – для новорожденного в Новой Зеландии. У нас нет причин полагать, что среднестатистический римлянин мог бы прожить гораздо дольше, чем среднестатистический ребенок в Индии сегодня.

    Физические условия жизни во времена Римской империи, сколь плохими они кажутся нам по нашим стандартам, были тем не менее лучше, чем условия жизни в ранней республике или любых других больших государствах в Древнем мире. Щедрая подача чистой воды, приходящейся на каждого жителя, была гораздо большей, чем могут похвастать многие наши современные города; система канализации в некоторых районах, по крайней мере в самом Риме, была вполне приемлемой, хотя многочисленные потоки нечистот и отбросов, которые сливались в Тибр, определенно делали жизнь барочников и речных рабочих, а также прибрежных жителей, особенно в летние месяцы, не слишком приятной. Каждый, кто имел возможность, уезжал из Рима в такое время и ранней осенью, в сезон лихорадок.

    Большинство римлян имело достаточно одежды и крышу над головой, и многие могли позволить себе довольствоваться теплом в короткие, но холодные зимние месяцы. Как мы увидим, очень бедные могли присоединиться к другим сословиям в великих термах, которые были столь изумительной чертой императорского города. Чистота тела, следовательно, была доступна беднейшим римлянам. Некоторые не могли ходить в термы из-за слабого здоровья, а некоторые – потому, что были рабами и трудились закованными в цепи. Мыло было неизвестно во времена республики и, по-видимому, не использовалось столь широко, как теперь. И Марциал и Плиний говорят о нем как об изобретении галлов для придания волосам рыжеватого оттенка. Плиний рекомендует его в качестве средства против золотушных болячек. Он говорит, что оно изготавливалось из сала (козлиного жира) и пепла и было либо твердым, либо жидким. Видимо, мыло было недешевым. В 300 году н. э. фунт мыла стоил столько, сколько квалифицированный ремесленник мог заработать за два дня. Другие моющие материалы, такие как карбонат натрия (сода), стоили в два раза больше.

    Пища среднего римлянина была, видимо, как здоровой, так и простой. Богатые были столь же склонны подрывать свое здоровье чрезмерным перееданием, сколь бедные были склонны наносить ущерб своему здоровью недоеданием или скудной едой плохого качества. Риску заболевания от зараженной пищи или воды, от мух и москитов, а также от животных и людей, зараженных болезнями, были подвержены и богатые и бедные. Богатые тогда, как и сейчас, находились во власти своих поваров и мойщиков посуды, чистоплотность которых не всегда была гарантирована.

    Кроме инфекций случались и обыкновенные случайности и жизненные невзгоды, несчастные случаи, врожденные уродства, несварение желудка, ревматизм, подагра и всяческие другие болезни, которым подвержена человеческая плоть. Из опасностей, созданных руками человека, невероятное физическое напряжение рабочего класса было, возможно, самым распространенным.

    Тяжелый труд на мукомольнях и отсутствие механических вспомогательных средств для подъема и переноски тяжестей вызывали растяжение мышц, преждевременный износ сердца и организма грузчиков, носильщиков, гуртовщиков, портовых грузчиков и особенно плотников.

    В самом городе многочисленные мелкие сукновальни с их непродуманными методами и еще более едкими химикалиями, определенно, были столь же опасны для здоровья, сколь и неприятны. Многие мельницы и пекарни не были бы в столь плачевном состоянии, если бы не излишняя грязь и запущенность, в которой пребывали работающие там люди и животные. Под золотом и позолотой дворцов, храмов и величественных общественных зданий гноились язвы, дискредитирующие хваленую цивилизацию и урбанизацию императорского Рима, – пороки, которые были хуже всего, поскольку почти от всех них вполне можно было бы избавиться, но никому до этого не было дела.