Войти
Территория кровельщика
  • Представьте в виде степени выражения
  • Имя Диана: значение, происхождение
  • Но я верила, что произойдет чудо и мама выживет
  • Дочь сальвадора дали что показала
  • Приведение дробей к общему знаменателю
  • Самые страшные пытки в истории человечества
  • Главный маршал авиации. Кутахов Павел Степанович: биография, карьера, личная жизнь Отрывок, характеризующий Кутахов, Павел Степанович

    Главный маршал авиации. Кутахов Павел Степанович: биография, карьера, личная жизнь Отрывок, характеризующий Кутахов, Павел Степанович

    Главнокомандующий Военно-воздушными силами Вооруженных Сил СССР главный маршал авиации П.С. Кутахов

    Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

    После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.

    Он участвовал в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг., в ходе которой совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. 25 декабря 1939 г. самолет Кутахова был подбит и сел на нейтральной полосе. В течение двух ночей летчик вместе с инженером полка Б. Чернышевым и техником звена И. Купцовым разбирали самолет на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Впоследствии летчик продолжал летать на этой машине. Именно здесь, на Карельском перешейке, он продемонстрировал свое летное мастерство, проявил такие качества, как смелость, способность идти на риск, брать ответственность на себя. С завершением военных действий вновь наступили дни напряженной боевой учебы, по итогам которой весной 1941 г. окружная газета «Защитник Родины» назвала П.С. Кутахова «образцом воина Красной армии».

    На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов продолжал командовать звеном истребителей в районе Выборга (Ленинградский фронт) . В июле 1941 г. его переводят на Карельский фронт в 145-й истребительный авиационный полк, где он проходил службу сначала в должности заместителя командира, а затем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Кандалакши, сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

    Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.

    Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».

    В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.

    15 мая 1942 г. четверка, ведомая Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Но даже пятикратное превосходство не принесло успеха гитлеровцам. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, они отказались от выполнения боевой задачи.

    25 июля 1942 г. в газете 14-й армии «Часовой Севера» была опубликована заметка о П.С. Кутахове под заголовком «Учитель». Она характеризовала 27-летнего летчика не только как мастера воздушного боя, но и как опытного воспитателя подчиненных. В заметке говорилось: «Капитан Кутахов - ветеран части, хранитель ее славных традиций. Летчики называют его отцом. Он терпеливо учит и воспитывает молодежь. Готовит ее к новым жестоким воздушным битвам. Для молодого воздушного бойца Кутахов всегда найдет слово одобрения, искрометную шутку. Как бы ни сложна, ни трудна была обстановка, он не растеряется, умело организует бой. Это и понятно: он уверен в себе, в силе советского оружия, в своих друзьях, многих из которых он сам воспитывал».

    Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.

    За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

    Кроме того, вовремя коротких передышек между боями П.С. Кутахов, осмысливая личный боевой опыт, сам подготовил к публикации серию статей о боевых действиях советских летчиков: «Дружные атаки», «С короткой дистанции», «Успех решила взаимная выручка», «Боевая зрелость», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями», «Место аса в воздушном бою».

    В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.


    Командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор П. С. Кутахов после боя

    В сентябре 1944 г. его назначают командиром 20-го гвардейского истребительного авиаполка, личный состав которого под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.

    Осенью 1944 г. в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции корреспондент газеты «Боевая вахта», описывая действия 20-го авиаполка, так характеризовал его командира: «Мастер, умудренный опытом многих битв, Павел Кутахов знает, что нужно для победы, что рождает успех в бою, и по-своему сурово и мудро воспитывает молодых гвардейцев. Он ведет бой, и молодежь видит его изумительное мастерство маневра, перенимает стремительный темп кутаховских атак. Трудно встретить, пожалуй, человека более простого и доступного, чем Кутахов. И вместе с тем немногие могут похвастать такой выдержкой, немногие умеют так зорко подмечать главное и за малым видеть большое. Кутахов строг и требователен, не дает поблажки никому в своем полку, если замечает небрежность, разгильдяйство. Без лишних слов командир умеет дать понять, что выдержка и собранность, которых он требует от подчиненных, в бою, формируются из дисциплины строя, умелого и настойчивого выполнения приказов».

    В 1944 г. король Великобритании Георг VI наградил гвардии майора П.С. Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

    Служивший в 14-й армии поэт Бронислав Кежун посвятил летчику такие строки:

    Вновь команда - и вновь без страха,
    В синь небес устремляя взгляд,
    Истребитель - майор Кутахов
    В бой ведёт своих соколят...

    Всего в ходе Великой Отечественной войны летчик совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», провел 79 воздушных боев, сбил 14 самолетов противника лично и 28 - в составе группы. Таких высоких успехов в боях ему удалость достигнуть благодаря постоянному совершенствованию техники пилотирования, маневра и применения оружия.


    Майор Павел Степанович Кутахов в кабине истребителя американского производства P-39 «Аэрокобра». Карельский фронт

    После войны гвардии подполковник П.С. Кутахов еще несколько лет командовал авиаполком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецке, хотя в его характеристике отмечалось: «В посылке на курсы усовершенствования командного состава не нуждается, потому что имеет военную, военно-специальную, политическую и общеобразовательную подготовку в объеме, необходимом для полного и успешного командования авиационным полком». Окончив курсы с отличием в 1949 г., он был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, где в декабре 1950 г. его назначают командиром 145-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1951 г. он проходил службу в должности заместителя командира, а с декабря 1953 г. по декабрь 1955 г. - командира 71-го истребительного авиакорпуса в Прибалтийском военном округе.

    За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б, Як-28.

    В период с 1955 г. по декабрь 1957 г. обучался в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба ВС РФ), после окончания которой был назначен на должность заместителя командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа по боевой подготовке. С октября 1959 г. исполнял обязанности 1-го заместителя командующего 30-й воздушной армией, а в августе 1961 г. был назначен командующим 48-й воздушной армией в Одесском военном округе. В 1962 г. Павел Степанович Кутахов получил звание «генерал-лейтенант авиации», а спустя 4 года в числе первых ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

    Принятие на вооружение новой авиационной техники потребовало разработки и применения на практике новых тактических приемов ведения воздушного боя, нанесения штурмовых ударов по наземным целям. Это обусловило необходимость глубокого познания самолета. Так родилось понятие «техника - аэродинамика - тактика», следование которой позволило 48-й воздушной армии достичь ощутимых результатов: объединение по уровню боевой подготовки в течение ряда лет признавалось лучшим в ВВС.

    Проходя службу на командных должностях, П.С. Кутахов первостепенное значение придавал организации и проведению боевой подготовки, нередко сам читал лекции по методике летной подготовки и летал в качестве инструктора. Обязательным его требованием было проводить подготовку летчиков в условиях, максимально приближенныхк боевым.

    В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г.ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

    Павел Степанович Кутахов в ходе своей служебной деятельности активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства применения ВВС. Он выдвинул и активно проводил в жизнь идею массированных авиационных ударов в ограниченное время. Этому он обучал авиационные объединения и соединения. Например, большим размахом отличалось учение ВВС, проведенное под его руководством в 1975 г. В нем участвовали две воздушные армии и ВВС Белорусского округа. Советская авиация действовала с аэродромов в ГДР, Чехословакии, Польши и СССР.
    Главный маршал авиации
    Кутахов Павел Степанович



    Главком ВВС маршал П.С. Кутахов П.С. (9-й слева в берете)
    с лётчиками 135-го истребительного авиаполка
    на авиабазе Бени-Суэйф в Египте. 16-18.02.1972 г.

    Главком постоянно заботился о создании наиболее благоприятных условий для летного и инженерно-технического состава: благоустройстве авиагарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. Он добился того, что комиссованные по здоровью военные летчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.

    Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».

    За время своей службы П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многими иностранными наградами.

    Умер главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 г. от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок. Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.


    Могила главного маршала авиации П.С. Кутахова
    на Новодевичьем кладбище в Москве

    Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу летчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства. Сейчас имя маршала носит гимназия в г. Люберцы, его личные вещи и фотографии хранятся в музее его родного села Малокирсановка.

    Тарас Левченко, подполковник.
    Заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
    института военной истории Военной академии
    Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.


    иностранные награды

    Па́вел Степа́нович Кута́хов (3 августа (16 августа) (19140816 ) , с. Малокирсановка , ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области - 3 декабря , Москва) - советский военачальник, Главный маршал авиации (), дважды Герой Советского Союза (1 мая , 12 августа ), лауреат Ленинской премии (), Заслуженный военный лётчик СССР ().

    Биография

    В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел поехал учиться в село Фёдоровку в 18 километрах от Малокирсановки.

    Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. В августе 1935 года по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу лётчиков . Начинал летать на самолёте «У-2 ».

    Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боёв был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернувшись в расположение советских войск.

    Великая Отечественная война

    Был одним из известнейших лётчиков-истребителей Карельского фронта. Газета «Боевая вахта» в мае 1943 года писала:

    «За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошёл трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных лётчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов. Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева ».

    Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов лично и 28 с напарниками. Был удостоен многих наград.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза . В 1944 году майор Кутахов командовал гвардейским полком. В его полку было десять Героев Советского Союза.

    Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

    Семья

    • Кутахов, Владимир Павлович - сын, генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского , доктор технических наук, профессор .
    • Пронина (Кутахова), Галина Павловна - дочь.

    Список воздушных побед

    Всего воздушных побед: 14+28 (из них в оперативных документах найдено 13+15);
    боевых вылетов - 367;
    воздушных боёв - 79.

    ** - групповые победы

    Память

    • Его имя носило Армавирское ВВАУЛ (Армавирский ВАИ) до переформирования и вхождения в состав Краснодарского ВАИ.
    • В родном селе Малокирсановка установлен бронзовый бюст П. С. Кутахова.
    • В селе Малокирсановка существует музей, посвящённый жизни и деятельности П. С. Кутахова.
    • В посёлке Мурмаши Мурманской области одна из улиц носит имя П. С. Кутахова.
    • В честь Кутахова названо судно флота рыбной промышленности РТМК-с «Павел Кутахов», бортовые номера МА-1819, М-0007, 1989 года постройки. Порт приписки Мурманск.

    Государственные награды

    • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1.05.1943, 15.08.1984);
    • четыре ордена Ленина (1.05.1943, 15.08.1974, 21.02.1978, 15.08.1984);
    • орден Октябрьской Революции (4.05.1972);
    • пять орденов Красного Знамени (1.05.1942, 13.07.1942, 22.02.1955, 30.12.1956, 22.02.1968) ;
    • орден Кутузова 1 степени (4.11.1981);
    • орден Александра Невского (5.11.1944);
    • орден Отечественной войны 1 степени (22.09.1943);
    • два ордена Красной Звезды (15.11.1950, 29.04.1954);
    • орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (17.02.1976);
    • медали СССР;
    • кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Кутахов, Павел Степанович"

    Ссылки

    . Сайт «Герои Страны ».

    • .
    Предшественник:
    Вершинин, Константин Андреевич
    Главнокомандующие ВВС СССР и России

    -
    Преемник:
    Ефимов, Александр Николаевич

    Отрывок, характеризующий Кутахов, Павел Степанович

    Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
    Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
    – Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
    – Повар чей то княжеский…
    – Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
    Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
    – Что прикажете?
    – Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
    – К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
    – Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
    Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
    Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
    24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
    Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
    В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

    24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение.
    Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение.
    Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться.
    Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
    До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры.
    Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
    Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла.
    На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
    Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
    Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
    Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
    Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
    Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
    Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.
    Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.

    Павел Степанович Кутахов

    Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области. В 1930 г. окончил 7 классов школы, поступил в школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

    В армии Кутахов с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе.

    Кутахов участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг. в должности командира звена 7-го ИАП. Совершил более ста боевых вылетов на истребителе И-16.

    С июня 1941 г. по май 1944 г. воевал в должности заместителя командира и командира авиаэскадрильи 145-го ИАП, в мае 1944 г. – январе 1945 г. - командир 20-го гвардейского ИАП. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.

    27 марта 1943 г. капитан Павел Кутахов в напряжённом бою с асами 5-й немецкой истребительной эскадры сбил истребитель Ме-109Г-2, пилотируемый унтер-офицером Эдмундом Козловски. На следующий день немецкий лётчик в районе Урд-озера был взят в плен.

    За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майору П.С. Кутахову присвоили звание Героя Советского Союза.

    Кутахов воевал на Ленинградском и Карельском фронтах, участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, в прикрытии союзнических конвоев, в Петсамо-Киркенесской операции. Войну закончил в звании гвардии подполковника, в должности командира 20-го гвардейского ИАП.

    Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника. Среди лично сбитых П.С. Кутаховым самолётов - 1 разведывательный «Физлер-Шторх» и 13 Ме-109, среди групповых побед - 5 Ме-110, 3 Хе-111, 4 Ю-88, 2 До-215.

    После войны продолжал службу в Заполярье. В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1949 г. полковник П.С. Кутахов командовал дивизией в группе советских войск в Германии, корпусом в Прибалтийском военном округе. В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957–1959 гг. был заместителем командующего по боевой подготовке, в 1959–1961 гг. - 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа. В 1961–1967 гг. командовал 48-й воздушной армией Одесского военного округа. В 1967–1969 гг. - 1-й заместитель главкома ВВС.

    С марта 1969 г. Кутахов - главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР. За время его руководства ВВС страны достигли наивысшего развития и подъёма.

    Генерал Кутахов летал на сверхзвуковых истребителях до 1967 г. Несколько раз попадал в нештатные ситуации, однако исключительная лётная выдержка и хладнокровие позволяли ему безаварийно окончить полёт. В 1967 г. ему было присвоено звание маршала авиации, а в 1972 г. - Главного маршала авиации.

    Умер Кутахов от сердечной недостаточности 3 декабря 1984 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и в городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, где жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в селе Малокирсановка, а также гимназия в Люберцах.

    Кутахов Павел Степанович – командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор;
    Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации.

    Родился 3 (16) августа 1914 года в селе Малая Кирсановка Мало-Кирсановской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне село Малокирсановка Матвеево-Курганского района Ростовской области). Русский. В 1930 году окончил 7 классов школы в селе Фёдоровка (ныне Неклиновского района Ростовской области). С 1930 года жил в городе Таганрог (ныне Ростовской области). В 1933 году окончил школу ФЗУ трамвайщиков. В 1933-1934 годах работал слесарем на авиационном заводе №31 в Таганроге. В 1935 году окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

    В армии с июля 1935 года. В 1938 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС командиром звена истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

    Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир звена 7-го истребительного авиационного полка. Совершил 101 боевой вылет на истребителях И-15бис и И-153. 25 декабря 1939 года его самолёт был подбит, совершил вынужденную посадку на своей территории. В январе 1940 года его самолёт был сбит вражеским зенитным огнём, спасся на парашюте.

    Продолжал службу в ВВС командиром звена и заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

    Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – заместитель командира авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка, июле 1941 – мае 1944 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и заместитель командира 145-го (с апреля 1942 – 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь-август 1941) и Карельском (август 1941 – май 1944) фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев. 27 марта 1943 года на самолёте Р-39 «Аэрокобра» был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте.

    За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

    С мая 1944 – командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Карельском фронте (май 1944 – январь 1945). Участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях.

    Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 24 самолёта противника.

    После войны до ноября 1948 года продолжал командовать 20-м гвардейским истребительным авиационным полком (в Беломорском военном округе; город Петрозаводск, Карелия).

    В 1949 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. В 1949-1950 – заместитель командира 175-й истребительной авиационной дивизии, в декабре 1950 – ноябре 1951 – командир 145-й истребительной авиационной дивизии (в Группе советских войск в Германии). С ноября 1951 – заместитель командира, а в декабре 1953 – декабре 1955 – командир 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии).

    В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С декабря 1957 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в октябре 1959 – августе 1961 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия). В августе 1961 – июле 1967 – командующий 48-й воздушной армией (в Одесском военном округе; штаб – в городе Одесса, Украина).

    В июле 1967 – марте 1969 – 1-й заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. С марта 1969 – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР.

    За время его руководства Военно-Воздушные Силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

    За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой Военно-Воздушных Сил и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 года Главный маршал авиации награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

    Член Центрального Комитета КПСС с 1971 года. Депутат Верховных Советов Украинской ССР 6-7-го созывов (в 1963-1971 годах) и СССР 8-11 созывов (с 1970 года).

    Главный маршал авиации (1972), заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943; 15.08.1974; 21.02.1978; 15.08.1984), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942; 13.07.1942; 22.02.1955; 30.12.1956; 22.02.1968), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981), Александра Невского (5.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 29.04.1954), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1945) и другими медалями, иностранными наградами – орденом Британской империи 4-го класса (05.1944), 2 орденами Сухэ-Батора (Монголия; 1971, 11.06.1981), орденами Возрождения Польши 3-й степени (10.1973), Шарнхорста (ГДР; 04.1983), «За заслуги перед Отечеством» в золоте (ГДР; 03.1977), «За заслуги в авиации» (Перу; 1972), Народной Республики Болгария 1-й степени (14.09.1974), Красного Знамени (Венгрия; 16.05.1978) Красного Знамени (Чехословакия; 6.10.1982) и другими иностранными наградами.

    Лауреат Ленинской премии (1983, за комплекс работ по принятию на вооружение авиационной крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» Х-55 для самолётов Ту-95МС, Ту-95М-55 и Ту-160).

    Бронзовые бюсты П.С.Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором он жил, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в посёлке Мурмаши (Кольский район Мурманской области) и селе Малокирсановка, а также гимназия №41 в городе Люберцы Московской области. В 1985-1998 годах имя П.С.Кутахова носило Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Его именем назван рыболовный траулер «Павел Кутахов» (порт приписки – город Мурманск).

    Примечания:
    1) Награждён за выполнение 262 боевых вылетов и участие в 40 воздушных боях, в которых сбил лично 7 и в составе группы 24 самолёта противника (на февраль 1943 года);
    2) В некоторых источниках содержатся сведения о 14 личных и 28 групповых победах, что не подтверждается документами.

    Воинские звания:
    Лейтенант (22.09.1939)
    Старший лейтенант (14.10.1941)
    Капитан (2.02.1942)
    Майор (29.06.1942)
    Подполковник (24.10.1944)
    Полковник (27.06.1950)
    Генерал-майор авиации (31.05.1954)
    Генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
    Генерал-полковник авиации (23.02.1967)
    Маршал авиации (21.02.1969)
    Главный маршал авиации (3.11.1972)

    Советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984), заслуженный военный лётчик СССР (1966).


    Родился 16 августа 1914 года в семье бедного крестьянина в селе Мало-Кирсановка Ростовской области. Семья была большая четверо сыновей, дочь. А работников один отец. Мать едва успевала по хозяйству управляться. А потом грянули революция, гражданская война. В начале 1919 года умер от тифа отец. Жить стало совсем трудно. С малых лет познал нелегкий крестьянский труд Павел. Все научился делать: и косить, и пахать, и сеять, да мало ли работы в любую пору в деревне. С детства тянулся Павел к знаниям. В родном селе в ту пору была только начальная школа. А потом большин-ство ребят-сверстников становились работниками. Павлу повезло. Его тягу к учебе поддержали старшие братья Герасим и Иван. И поехал Павел учиться в село Федоровку, что в 18 километрах от Мало-Кирсановки.

    А в 1933 году Павел вышел за околицу родного села и отправился по знакомой дороге в новую, неведомую жизнь. Так он оказался в Таганроге. Сначала очень уж хотелось закончить среднюю школу. Поселился на тихой Аптекарской улице. Немного еще походил в школу, что у Нового рынка. Теперь это средняя школа 9, на стене здания школы висит мемориальная доска о том, что здесь учился Дважды Герой Советского Союза Главный Маршал авиации П.С. Кутахов. Да еще стараниями завуча школы по воспитательной работе Шильченко был создан музей Кутахова.

    Но в школе поучиться пришлось недолго, нужно было себя как-то кормить и содержать, а тут открылось фабрично-заводское училище трамвайщиков. И Павел поступил туда. Учился хорошо. Вскоре вышел в первые ученики. В 1934 году после окончания ФЗУ его направили работать на авиационный завод 31 имени Димитрова.

    Молодой слесарь Павел Кутахов попал на участок к мастеру Петру Павловичу Коробейникову человеку знающему, опытному. Тот быстро приметил трудолюбивого, скромного паренька. К этому времени на заводе уже работал и старший брат Павла Герасим, А потом и Иван стал димитровцем.

    Страна росла, преображалась на глазах. Росли и люди. Все тянулись к знаниям. Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. Днем работал, вечерами шел учиться. Уже тогда о мечтал о небе, о самолетах, о профессии летчика. В августе 1935 года по комсомольскому призыву Павел поехал в Сталинградское военное училище летчиков. Добротная подготовка, отличное здоровье и горячее стремление, и еще пролетарское происхождение, помогли Павлу Кутахову выдержать жесткий отбор и стать летчиком. И вскоре он оказался в числе трех счастливчиков, которые надели курсантскую форму. А остальные тридцать ребят вернулись в Таганрог. Для Павла началась новая, удивительная жизнь. Первый аэродром, первый полет с инструктором и. наконец, первый самостоятельный вылет па самолете "У-2".

    В 1938 году под Ленинград в боевой полк прибыл лейтенант П. Кутахов. Вскоре он становится командиром звена истребителей. Успел сделать несколько вылетов в дни освобождения Западной Белоруссии, но по-настоящему боевое крещение получил зимой 1939 года. Во время войны с Финляндией Павел Сте

    панович Кутахов совершил 131 боевой вылет. Это было тяжелое и суровое время становление молодого военного летчика. В одном из боев он был сбит и спасся на парашюте, а потом по глубокому снегу пробивался к своим. Жесточайший мороз мог сыграть свою роковую "шутку", но помогла военная удача, наткнулся на наших разведчиках, те и помогли летчику вернуться на свой аэродром.

    Великая Отечественная война застала молодого лейтенанта П. Кутахова в должности командира звена в районе Выборга. Здесь же он открыл свой победный счет: сбил первого фашистского стервятника. Начал под Ленинградом, потом попал в Заполярье, на Карельский фронт. Был заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи. Защищал Мурманск, Кандалакшу, Кировскую железную дорогу, дрался над сопками и тундрой, над холодным Баренцевым морем.

    Приходилось сопровождать караваны транспортов, которые везли нам оружие, материалы, снаряжение. 9 июля 1941 года Павел Кутахов одержал свою первую победу в северном небе в паре с опытным летчиком Головней сбил немецкий самолет. Молодой пилот превратился в одного из известнейших асов советского Заполярья. Газета "Боевая вахта" в мае 1943 года писала: "За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов, Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева". Фашисты бросили на Север в начале войны своих самых опытных и искусных летчиков. А через два месяца лучшие их кадры были перебиты. Это сделали наши славные соколы, и среди них почетное место по праву принадлежит П.С. Кутахову. Всего за годы войны П.С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил лично 28 и с товарищами еще 14 фашистских самолетов. Он был удостоен многих наград.

    Указом Президиума Верховного Совета. СССР от 1 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году майор Кутахов уже командовал гвардейским полком. П.С. Кутахов был не только отличным воздушным бойцом, но и заботливым воспитателем, умелым командиром. Слава о нем, его боевых товарищах шла по всему фронту. Десять Героев Советского Союза выросло в его полку.

    В 1944 году гвардии майор Кутахов указом английского короля Георга был награжден орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране союзнических конвоев.

    После войны подполковник Кутахов еще несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом его послали на учебу в Липецк. Здесь он с отличием закончил в 1949 году Высшие офицерские летно-тактические курсы и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии, много и самозабвенно летал сам, учил молодежь.

    Это было время перехода к реактивной технике. Не случайно Павел Степан

    вич в числе первых получил звание военного летчика первого класса.

    Потом прибыл на новое место службы в Прибалтику. Здесь он осваивал уже сверхзвуковые истребители. В 1957 году Павел Степанович успешно закончил Военную академию Генерального Штаба и снова был на ответственной работе. В 1966 году, в день своего рождения, Павел Степанович узнал, что ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, присвоено звание "Заслуженный летчик СССР" в числе самых первых в стране. В Указе было сказано "За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу...".

    В 1967 году генерал-полковник авиации П.С. Кутахов назначается первым заместителем Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами страны, а с марта 1969 года Маршал авиации Кутахов становится во главе военной авиации страны. С 1972 года Павел Степанович Кутахов Главный маршал авиации. Огромная и ответственная работа занимала все его время, всю его жизнь. Но наряду с этим Павел Степанович находит время, чтобы встретиться со своими избирателями. Он был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, С 1961 года избирался делегатом на все партийные съезды. А с 1971 года член Центрального Комитета КПСС.

    Как военный летчик Главный Маршал авиации Кутахов поднимал в небо современные боевые истребители до 60-летнего возраста. Немногие пилоты могли похвастать таким здоровьем и уверенно проходить врачебные комиссии. Но у него каждый день был расписан по часам. Огромное количество сложных проблем приходилось решать ему на важном государственном посту. Сейчас летают в мирном небе Родины уже ученики его учеников.

    Заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов встретил свое семидесятилетие в напряженном труде.

    Указом Президиума Верховного Совета 1984 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза вторично. Но так случилось, что свою вторую золотую звезду Героя прославленный маршал получить так и не успел. В августе он стал дважды Героем, а 3 декабря того года страна и все военные авиаторы Советского Союза узнали горестную весть П.С. Кутахов умер. Умер на боевом посту, неожиданно почувствовал себя плохо, находясь в Звездном городке. Его повезли в Москву, здесь он и умер. Обширный инсульт.

    Всю свою жизнь Павел Степанович отдал служению Отечеству. И Родина высоко оценила его заслуги.

    Государственные награды П.С. Кутахова

    Четырехкратный кавалер ордена Ленина;

    Кавалер ордена Октябрьской Революции;

    Кавалер орденам Кутузова 1 степени;

    Пятикратный кавалер ордена Красного Знамени;

    Кавалер ордена Александра Невского;

    Кавалер ордена Отечественной войны 1 степени;

    Двукратный кавалер ордена Красной Звезды;

    Кавалер ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени;

    Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств