Войти
Территория кровельщика
  • Тит ливий история рима от основания города История рима до нашей эры
  • Александр ширвиндт склероз, рассеянный по жизни Александр ширвиндт склероз рассеянный по жизни
  • «Безумный алхимик» Артем Еремеев
  • Книга промельк беллы читать онлайн
  • Мессерер промельк беллы читать онлайн
  • Современные любовные романы: лучшие книги в жанре
  • Библиографическая концепция. Современные определения термина “библиография” Теоретическая модель библиографии

    Библиографическая концепция. Современные определения термина “библиография” Теоретическая модель библиографии
  • 3. Информационные барьеры, возникающие благодаря создателям документов и посредникам (третьей стороне) в системе документальных коммуникаций:
  • § 2. Возникновение и основные направления развития библиографической информации
  • Глава 4. Формы существования библиографической информации. § 1. Библиографическое сообщение
  • § 2. Библиографическое пособие
  • Глава 5. Основные общественные функции библиографической информации. § 1. Двойственность библиографической информации
  • § 2. Документальные и библиографические потребности
  • § 3. Что такое “функция” библиографической информации
  • § 4. Генезис понятий основных общественных функций библиографической информации
  • Глава 6. Структура, качества, определение библиографической информации. § 1. Сущностно-функциональная структура библиографической информации
  • § 2. Качества библиографической информации
  • § 3. Библиографическая информация как научное понятие
  • Вопросы для самопроверки к разделу I
  • Раздел II.
  • Библиографическая деятельность – центральная категория теории библиографии.
  • Глава 7. Общее представление о библиографии как области деятельности.
  • § 1. Возникновение и развитие библиографии как области деятельности. Ее определение.
  • Обратная связь
  • Принципиальная схема функционирования библиографии как системы
  • § 2. Конкретно-историческая обусловленность библиографии как общественного явления.
  • § 3. Принципы библиографической деятельности
  • Глава 8. Основные компоненты библиографической деятельности. § 1. Библиография как объект дифференциации
  • § 2. Субъекты и цели библиографической деятельности
  • § 3. Объекты библиографической деятельности
  • Фасетная классификация кинофильмов
  • § 4. Процессы библиографической деятельности
  • § 5. Средства библиографической деятельности
  • § 6. Современные технологии библиографической деятельности.
  • § 7. Результаты библиографической деятельности
  • Видовая классификация библиографических пособий
  • I. В зависимости от назначения пособий
  • II. В зависимости от объектов библиографирования
  • III. В зависимости от методов библиографирования
  • IV. В зависимости от формы пособия
  • Глава 9. Видовая классификация библиографии как области деятельности. § 1. Видовая классификация библиографии как научная проблема
  • Различные варианты видовой классификации библиографии (в основном по признаку общественного назначения)
  • § 2. Организационно-оформленные подразделения (виды) библиографии
  • § 3. Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения
  • Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения
  • § 4. Видовые классификации библиографии по другим признакам
  • § 5. Будущее библиографической деятельности в России.
  • Вопросы для самопроверки к разделу II.
  • Раздел III.
  • Библиографоведение – наука о библиографии.
  • Глава 10. Структура и содержание библиографоведения.
  • § 1. Общая характеристика.
  • § 2. Соотношение библиографической науки и практики.
  • § 3. Структура библиографоведения.
  • § 4. Содержание и задачи библиографоведения.
  • Глава 11. Библиографоведение в системе смежных областей знания и как предмет преподавания
  • § 1. Библиографическая деятельность и библиотечное дело. Библиографоведение и библиотековедение
  • § 2. Библиография и научно-информационная деятельность. Библиографоведение и информатика
  • § 3 Библиография и книжное дело. Библиографоведение и книговедение.
  • § 4. Библиографоведение как предмет преподавания
  • Глава 12. Состояние и перспективы методологии отечественного библиографоведения
  • §1. Синергетические основания современной методологии библиографоведения
  • §2. Синергетическая концепция библиографии как метатеория библиографических концепций.
  • §3. Синергетика как методология формирования общей теории библиографии.
  • Глава 13. Разработка вопросов теории библиографии за рубежом.
  • § 1. Эмпирический период формирования теории библиографии за рубежом.
  • Этап накопления эмпирического библиографического знания.
  • Этап первых теоретических обобщений библиографической деятельности.
  • § 2. Аналитический период развития теории библиографии за рубежом.
  • Этап переосмысления библиографической деятельности в связи с расширением задач информационного обслуживания общества
  • § 3. Современные концепции библиографии.
  • Вопросы для самопроверки к разделу III
  • Литература Основная
  • Дополнительная
  • § 3. Современные концепции библиографии.

    Во второй половине XX в. информационная ситуация стала быстро меняться. Это обусловлено повышением значимости информации в современном мире, всесторонней компьютеризацией, в том числе библиотечно-библиографических процессов, появлением новых типов документов (электронных), развитием форм международного научного и информационно-библиографического сотрудничества.

    Перед теоретиками библиографии в разных странах встали две главные задачи:

    – вскрыть основные сущностные характеристики библиграфии;

    – показать соотношение библиографии с более широкой системой информационного обеспечений общества, т. е. установить метасистему библиографии.

    Ведущее положение в западной теории библиографии заняла англо-американская школа. В ней выделилось направление, включившее ряд концепций, которые объединяет стремление определить место библиографии среди информационных и социальных явлений современности.

    Наиболее значительное влияние на американскую библиотечно-библиографическую теорию и практику XXв. оказал Джесс Хоук Шира (Jesse H. Shera, 1903 – 1983 гг.) – выдающийся ученый, работавший в области библиотековедения, теории библиографии, информатики. В течение многих лет он был деканом факультета библиотековедения Кливлендского университета, создал при факультете Центр исследований документации и коммуникации. Дж. Шира внес существенный вклад в разработку социальной сущности фиксированного знания.

    Для его трудов характерна обобщающая, высокая трактовка социальной роли библиотечно-библиографической деятельности. Дж. Шира подчеркивал, что библиотека возникла и развивалась благодаря насущной потребности общества. Как только появилась письменность, отвечавшая общественной потребности служить средством фиксации и передачи сообщений, возникла и необходимость в учреждениях, которые обеспечивают хранение наиболее важных записей. Таким образом, библиотеки, по мнению Дж. Ширы, с самого начала стали неотъемлемой частью механизма, обеспечивающего нормальное функционирование общества, сохранения и передачи накопленных знаний. Дж. Шира использовал термин “графические записи” (graphic records) вместо “документы” и относил к ним книги, звукозаписи, изо-издания, аудио-документы, карты и др.

    К разработке теоретических проблем Дж. Шира приступил в 50-е – 60-е гг. ХХ в. Он ввел понятие “библиографическое дело” (bibliographic enterprise) как единое целое, которое образуют составные части – библиотечное дело и документация.

    В начале 70-х гг. Дж. Шира пришел к пониманию библиографической деятельности (bibliographic activity) как основы библиотечного дела. Под “библиографической деятельностью” он понимал “все те процессы, функции и действия, которые необходимы, чтобы соединить книгу и читателя”. К функциям библиографии были отнесены:

    – комплектование;

    – организация и упорядочение материалов с целью предоставления необходимого доступа к их интеллектуальному содержанию;

    – обслуживание (библиографическое) читателей .

    Наличие этих функций, по мнению Дж. Ширы, есть признак, на основе которого библиотеки, центры документации и другие учреждения образуют в совокупности библиографическое дело.

    Библиографическое дело следует рассматривать с двух сторон:

    – в его соотношении с обществом: в этом случае оно выступает как посредник в коммуникационной системе “знание – общество”;

    – в его соотношении с индивидом: в этом случае оно выступает как посредник в коммуникационной системе “книга – читатель”.

    Библиотекарь должен знать как свойства фиксированной информации, так и свойства читателей, методы “соединения графических записей и читателей”. По убеждению Дж. Ширы в библиотеку человека влечет “врожденное любопытство”, которое является, согласно западной социологии и психологии, основой познания. Поэтому закономерности в системе “книга – читатель” отсутствуют.

    Библиография – это один из “органов” коммуникации, которая есть “передача знания”. Коммуникация делится на массовую, определяемую коммуникантом, и графическую, определяемую реципиентом, его потребностью в знании. Этим вторым видом коммуникации и занимаются библиотеки и библиографические службы.

    Понятие “библиографическое дело” Дж. Шира отделял от понятия “библиография”. Он писал: “Библиографию мы рассматриваем как самостоятельную область науки, со своей собственной структурой, своей теорией и специфическим местом в системе общественной коммуникации. … Ее теория есть теория библиотечного дела, а информационная наука исследует и разрабатывает ее методы” . С точки зрения Дж. Ширы библиотековедение и информационная наука являются библиографическими дисциплинами и могут быть отнесены к одной библиографической науке (bibliographic scholarship).

    Таким образом, Дж. Шира в своих трудах подчеркнул роль библиотечно-библиографических учреждений в системе коммуникации, взаимосвязь таких родственных сфер деятельности как библиотечное дело, библиография и научно-информационная деятельность, разделил понятия библиографическая наука и библиографическая практика. Но качественную специфику библиографической деятельности (которая в российском библиографоведении выражается понятием “библиографическая информация”) Дж. Шире выделить не удалось.

    В 1970-е гг. Дж. Шира попытался выйти на более широкие философские обобщения, уточнить роль библиотечно-библиографических процессов в функционировании знаний в обществе. Он создал научную концепцию, которую назвал “Социальная эпистемология” (Социальная наука о познании) и определил ее как теорию коммуникации и метатеорию теории библиографии.

    Соотношение “книга – читатель”, считал Дж. Шира, является элементом более широкого отношения “знание – общество”. Родственные понятия – “культура” и “общество”. Под культурой Дж. Шира понимал “совокупность общественных институтов, заполненных интеллектуальным содержанием”, а под обществом – “совокупность индивидов, объединенных комплексом культурных и институциональных связей”. Коммуникация, в том числе и ее составная часть – библиография, является связующим элементом социальной структуры.

    Социальная эпистемология должна заниматься “исследованием процессов, посредством которых общество как целое пытается достичь перцептивного и согласованного отношения к окружающей среде – физической, психологической, интеллектуальной”. Новая дисциплина охватывает проблемы познания (как познает человек), социального познания (как познает общество), истории познания, существующие библиографические механизмы и степень их соответствия реальностям процесса коммуникации. Следовательно, социальная эпистемология должна выработать, а библиографическое дело – передать знание, призванное сыграть решающую роль в адаптации индивида и общества к окружающей среде.

    Согласно Дж. Шире, библиография – это форма социального контроля, которая играет решающую роль в адаптации индивида к окружающей его интеллектуальной среде, в стабилизации и сохранении социального равновесия в обществе .

    Несмотря на широкий подход к оценке библиографических явлений, стремление определить их место в социальной структуре общества, теория Дж. Ширы, как показало исследование российского библиографоведа В.А. Яцко, базировалась на идеалистических философских и социологических теориях, которые рассматривают в качестве основ социальной системы не социально-экономические структуры, а интеллектуальные ценности и нормы . Дж. Шира основное внимание сосредоточил не на выявлении специфических черт и функций библиографии, а на социальной роли библиотечно-библиографической деятельности, придав ей чуть ли не ведущую роль в регулировании социальной жизни общества.

    Концепцию Дж. Ширы поддержали Б. Брукс, Р. Бендж, Д. Фоскетт – в Великобритании, М. Кережтези, К. Райт, К. Роуски – в США.

    В рамках того же направления работает и известные современный американский теоретик Майкл Кибл Бакленд (Michael K. Buckland, р. 1941). М. Бакленд родился в Оксфорде, получив профессиональное образование, в 60-е гг. работал в университетских библиотеках Великобратании, с 1972 г. живет в США, в 1976 – 1984 гг. – декан, в настоящее время – профессор Библиотечно-информационной школы Калифорнийского университета в г. Беркли. Его основной труд в области теории библиографии “Внешняя среда и теория библиотечной деятельности” был опубликован в 1983 г. . М. Бакленд развивает концепцию библиотечно-библиографической деятельности как вида информационной деятельности.

    Термин “библиотечная деятельность” М. Бакленд использовал в основном для обозначения библиографических процессов, в первую очередь – библиографического поиска.

    М. Бакленд попытался решить две проблемы:

    – соотношения библиотечной и информационной деятельности;

    – установления причин возникновения библиотечной деятельности.

    М. Бакленд предложил отказаться от традиционных представлений, ограничивающих библиотечно-библиографическую деятельность рамками библиотеки, подчеркнув ее зависимость от социальной среды. Теоретик отметил, что “при внимательном рассмотрении сущности библиотечных процессов становится ясно, что библиотечная наука (или по крайней мере часть ее) не является специфичной для библиотек, но проявляется в различных формах в других институтах” . К этим институтам относятся архивы, центры документации, управленческие информационные системы и др. Они выполняют функции идентификации, описания, упорядочения, хранения, поиска и обеспечения использования информации и составляют “более широкий класс информационной деятельности, основанной на поиске информации”. Общие (родовые) признаки всех видов информационной деятельности изучает “теоретическая информационная наука” .

    При определении причин возникновения библиотечной деятельности М. Бакленд, как и Дж. Шира, исходит из понятия “потребностей в библиотечной деятельности”, в основе которых лежат “желания индивидов – удовлетворение любопытства, стремление к успеху или покою, удовлетворение личных интересов”. Совокупности этих желаний составляют потребности “кибернетической (информационной) личности” и являются детерминантой библиотечной деятельности .

    М. Бакленд не связывает деятельность библиотечно-библиографических учреждений с документальными потребностями. Его не смущает тот факт, что “врожденное любопытство” человек испытывал и до появления документов и библиотек, поэтому оно вряд ли может быть основой библиотечно-библиографической деятельности .

    Таким образом, основные положения теории М. Бакленда сводятся к следующему:

    – виды деятельности, осуществляемые в библиотеках, архивах, центрах документации и других родственных общественных институтах, относятся к информационной деятельности, которая и является по отношению к ним родовой;

    – информационная деятельность выполняет функции идентификации, описания, упорядочения, хранения, поиска и обеспечения использования информации;

    – все виды информационной деятельности должны изучаться единой “информационной наукой”;

    – причины возникновения библиотечно-информационной деятельности кроются в потребностях “кибернетической личности”, главная из этих потребностей – “врожденное любопытство”.

    Несмотря на то, что в концепции М. Бакленда есть много черт, сближающих ее с представлениями российских библиографоведов, в частности О.П. Коршунова, В.А. Яцко показал, что по своим философским основаниям это противоположные концепции . М. Бакленд исходил из идеалистических представлений западной науки о познании, которая противопоставляет естественные науки, признающие закономерности в природе, и общественные науки, отрицающие закономерности в развитии общества. Ему не удалось выявить сущностные характеристики библиографической деятельности, ее специфику и отличительные черты.

    Современные представления западных теоретиков о видах библиографии представлены в статье известного библиографа, много лет преподававшего в канадских и британских университетах, Роя Стоукса(Roy Bishop Stokes, 1915 – ?), опубликованной в двух изданиях “Энциклопедии библиотечной и информационной науки” .

    Основным, базовым видом библиографии Р. Стоукс считает иньюмеративную библиографию (enumerative bibliography, от англ. enumerate – перечислять, точно подсчитывать), по той причине, что “прежде чем изучать книги, надо знать об их существовании” . Именно этот вид был исторически первым. К нему можно отнести, в частности, труд Конрада Геснера. Главная цель иньюмеративной библиографии – учесть все существующие книги (документы), а характерная черта – полнота, отсутствие критического отбора. Чаще всего иньюмеративная библиография бывает систематической (systematic bibliography) т. е. такой, в которой библиографические записи представлены в соответствии с какой-либо схемой классификации, системой. Но для цели иньюмеративной библиографии предпочтительнее хронологическое расположение записей. Поскольку основным качеством иньюмеративной библиографии признается полнота, то, по мнению Р. Стоукса, каталог библиотеки, даже в печатной форме, не может считаться библиографией, т.к. отражает только конкретный фонд. Иньюмеративная библиография получила значительное развитие во второй половине ХХ в., но, как и каталоги библиотек, испытывает все возрастающие трудности в связи с увеличивающимся потоком документов и их разнообразием .

    К важнейшим видам библиографии, по Р. Стоуксу, относятся также:

    – аналитическая (или критическая) библиография (analytical or critical bibliography), которая возникла в 19 в. и занимается изучением физической природы книги, обстоятельствами ее производства, критическим анализом сохранившихся экземпляров;

    – дескриптивная библиография (descriptive bibliography) – подвид аналитической библиографии, отражающий все физические характеристики и особенности данного экземпляра книги;

    – текстуальная библиография (textual bibliography) – подвид аналитической библиографии, изучающий текст произведения;

    – историческая библиография (historical bibliography), которая смыкается с книговедением и изучает “широкое окружение книги”: историю возникновения книги, ее роль в социальной и культурной жизни общества, положение автора и издателя и т.п. .

    Выделение видов библиографии Р. Стоуксом не имеет каких-либо теоретических оснований или пояснений. Фактически это констатация исторически сложившихся направлений изучения библиографической деятельности и книги, причем четкого разделения между библиографической наукой и практикой не дается. Никак не оговорено существование таких участков библиографии как национальная, региональная, языковая, универсальная, отраслевая и др.

    Надо отметить также, что иньюмеративная библиография (можно, очевидно, указать близкие по смыслу российские термины – “регистрационная”, “общая”, “универсальная”) стала в ХХ в. базой для значительного совершенствования методики библиографирования и международного сотрудничества. В последней трети ХХ в. была предпринята в значительной мере успешная попытка реализовать идеи П. Отле и А. Лафонтена по универсальному учету существующих в мире печатных документов на основе децентрализации, т.е. путем развития национальной библиографии в каждой стране. Проект Универсального библиографического учета (Universal Bibliographic Control), реализованный ЮНЕСКО, ИФЛА и национальными библиографическими центрами в 1971 – 2004 гг. сопровождался серией серьезных международных прикладных исследований и значительной унификацией библиографической методики .

    Обзор развития теоретических представлений западных ученых о библиографии позволяет сделать некоторые выводы.

    Основной тенденцией, характерной для современного библиографоведения, как российского, так и западного, является стремление изучать библиографию в широком контексте информационных и социальных процессов. Важность исследования теоретических вопросов, связанных с функционированием информации, в том числе библиографической, определяется требованием времени – всесторонней информатизацией, повышением значимости информационного обслуживания всех сторон жизни общества. В связи с этим формируется целых ряд научных дисциплин – библиографоведение (российские ученые), библиотечно-информационная наука (западные ученые), информационная наука (М. Бакленд), информатика (Н. Винер, Ф. Дрейфус, Р.С. Гиляревский), социальная эпистемология (Дж. Шира), теория социальных коммуникаций (М. Мак-Люэн, А.В. Соколов), документология (П. Отле, Ю.Н. Столяров).

    Коренное отличие российской научной школы от западной заключается в том, что отечественная наука, в том числе и библиографоведение, основывается на материалистическом философском подходе. В частности, изложенная в данном учебнике системно-деятельностная, документально-информационная концепция библиографии использует диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному для установления сущности, внутренней структуры, качественного своеобразия библиографических явлений, что является принципиальным достижением отечественного библиографоведения.

    Западные теории библиографии (и библиотечной деятельности) используют идеалистические философские и социологические представления, постулирующие отсутствие закономерностей в общественной жизни, определяемой свободным волеизъявлением и потребностями индивида. Поэтому теоретики отказываются от установления сущности библиографической деятельности и закономерностей ее развития, что значительно снижает уровень их теоретических достижений.

    Вместе с тем, западные теории библиографии имеют многовековую традицию и подразделяются на два ведущих направления:

    – широкое, выдвигающее в качестве основной задачи библиографии учет всех существующих документов (иньюмеративная библиография) и обслуживание документальных и библиографических потребностей общества;

    – узкое, считающее задачей библиографии глубокое и всесторонее изучение книги и некоторых других видов произведений печати (аналитическая и историческая библиография).

    Характерными чертами обоих направлений являются неупорядоченность терминологии; отсутствие четкого разделения понятий “теория библиографии” и “практика библиографии”; фрагментарность теоретических разработок; преобладание исследований в области технологических аспектов библиографической деятельности.

    Елена Мацовичюте и Освальд Янонис – западные ученые с “восточными” корнями, сделав сопоставительный анализ российских и западных теорий библиографии, утверждают: “Мало кто на Западе будет говорить о библиографии как о современной развитой дисциплине,…обладающей высоким теоретическим уровнем, которая принесет революционные изменения (парадигматический сдвиг) в целую систему информационных дисциплин.…Российская теория библиографии основана на сильных гуманистических традициях и доказала высокий интеллектуальный потенциал…Российские теории в целом отвечают требованию создания макрокосмического подхода к библиографии, которая должна быть системой передачи идей и информации” .

    Все теоретические споры возвращают нас к постановке “извечного” вопроса, который волнует мыслителей уже не одно столетие: “Что же такое библиография”?

    Надеемся, что данный учебник поможет Вам ответить на этот вопрос!

    1. Теоретическая модель библиографии

    Теория есть мысленное воспроизведение какого-либо объекта (в данном случае - библиографической информации) и, главное, объяснение его. Научное знание опирается на теорию. Теории библиографии посвящены десятки книг и сотни статей. Познание библиографии исходно начинается с рассмотрения и понимания её теоретической модели. Последнюю образуют изложение сущности библиографии и её понятийного аппарата, характеристика библиографической информации как ядра библиографии, её свойств, форм существования и функций, основными видами библиографической информации, объяснение системных связей библиографии и её роли в современном мире.

    Самые ранние элементы библиографической информации в форме упоминаний древних книг (эпических поэм и песен о Гильгамеше и др.) обнаружены учеными в текстах глиняных табличек, написанных в середине II тысячелетия до н.э. и, позднее, на Древнем Востоке. Эти элементы можно назвать протобиблиографическими (от греч. «protos» первый, первичный). Слово «библиография» пришло в европейские языки именно из Древней Греции. В документах V в. до н.э. библиографами называли переписчиков книг. С начала XVII в. в течение более трех последующих веков оно употребляется в значении не «книгописание», то есть переписывание книг; а в другом - «книгоописание». В России в XVIII в. оно было заимствовано из французского языка калькой слова «bibliographie».

    Словом «библиография» прежде именовали любой перечень книг, журналов, статей и других документов. Однако по мере расширения состава объектов библиографического отражения (помимо книг ими становились журналы, газеты, статьи и другие документы), развития библиографической деятельности дальнейшая эволюция представлений о библиографии привела к тому, что количество трактовок ее сущности умножалось. По подсчету А.И. Барсука, число определений библиографии приближалось к 400 . Само слово «библиография» в середине XX в. употреблялось, как установил И.И. Решетинский в десяти значениях. Основными из них был и четыре: «книгоописание и наука о нем», «перечень книг, журналов, статей и других произведений печати», составляющих научную, художественную и другие виды литературы (XIX-XX вв.), «область научной и практической деятельности» (предложил Л.Н. Троповский в 1936 г.), «вспомогательная дисциплина» (М.А. Брискман - с. 9 учебника «Общая библиография» 1957 г.). Достоинством двух последних определений является стремление установить родовидовые отношения библиографии. Иными словами, уяснила, не только сущность библиографии, но и определить, к какому социальному явлению она относится.

    И в последующем ученые стремились установить родовидовые отношения библиографии. Ее именовали областью «культуры» (Б.Я. Бухштаб - 1961 г.), «практической деятельности» (И.И. Решетинский - 1969 г.), «книжного дела» (А.И. Барсук - 1975 г.), «познавательной инфраструктурой книжной коммуникации» (А.В. Соколов - 2001 г.). В разных источниках библиографию именовали также «научно-практической и деятельностью» (ГОСТ 7.0-77), либо относили к инфраструктуре системы социальных коммуникаций» (Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. - 1995 г.), «системе социальных коммуниканий» (Библиотечное дело: Терминол.слов. - 1997 г.). М.Г. Вохрышева трактует библиографию как систему, упорядочивающую «пространство информации и знания .

    Эти утверждения справедливы постольку, поскольку по своей природе библиография входит в состав культуры, экономики, просвещения, науки, социальных коммуникаций и тем более «пространства информации и знаний», где создаются, перемещаются и используются документы. Но они не раскрывают ее специфику в целом. Последнюю воплощает ее главный компонент - библиографическая информация. В самом общем толковании библиографическая информация представляет собою информацию о документах, в основном отчужденную от них. Опираясь на данную трактовку. О.П. Коршунов предложил определять библиографию в самом широком значении - как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления и обеспечивающих функционирование библиографической информации .

    Таким образом, современное научное представление о библиографии основано на трактовке ее сущности, понятии «библиографическая информация» и отнесении ее к информационной сфере общества, именуемой в действующем ГОСТе 7.0-99 Библиотечно-информационная деятельность , библиография «информационной инфраструктурой». Информационную инфраструктуру данный ГОСТ определяет как совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающую доступ потребителей к информационным ресурсам (термин 3.1.34). Следует уточнить, что понятие «инфраструктура» обозначает вспомогательную по отношению к любой области социальной деятельности подсистему, обеспечивающую функционирование области деятельности. С этой точки зрения информационная инфраструктура - это социальная система, организующая подготовку и функционирование социальной информации, а библиография - ее подсистема, у которой имеется своя инфраструктура.

    Можно считать общепризнанной информационную природу библиографии. Поэтому, исходя из вышесказанного, предлагается следующее определение: Библиография - это социальная информационная система, обеспечивающая подготовку и функционирование библиографической информации.

    Библиография в период Возрождения (конец XVI–середина XVIII в.в.)

    Ещё в V веке католическая церковь начала составлять списки запрещенных книг, такие списки позднее составлялись на территориях стран с православным вероисповеданием. Как я уже говорила, в 1559 году в Риме был создан первый...

    Всемирная история библиографии

    библиография книгособирательский алфавитный...

    Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам. Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" - книга...

    История возникновения и развития библиографии

    библиография информация знание коммуникационный Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография - это социальный институт...

    История возникновения и развития библиографии

    1. Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества. 2. Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития. 3...

    Культурологические концепции второй половины XIX и XX веков

    Нидерландский культуролог и историк Й. Хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры. В работах "Осень Средневековья" (1919), "Человек играющий" (1938)...

    Ментальность советской политической культуры

    Прежде чем приступить непосредственно к изучению политической ментальности, необходимо выяснить, что же означают сами понятия «ментальность» и «менталитет»...

    Методические традиции и новаторство Г.Н. Геннади и С.А. Венгерова в составлении библиографических словарей

    Натюрморт как жанр живописи

    Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму...

    Сад камней

    "right">Камни учили меня молчанию. "right">Камни учили меня терпению. "right">Камни учили меня спокойствию. "right">Камни учили меня созерцанию. "right">Камни учили меня бесконечности мироздания...

    Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "АРТ-РОДНИК"

    Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности...

    Сущность и функции музея

    Результатом проведенной работы должен быть контент сайта по заданной предметной рубрики. Для достижения данной цели были проанализированы контенты сайтов. На основании данных...

    К ультурно-исторически понятие "библиография" возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры. В наше время мы можем с полной определенностью говорить о четырех основных периодах в истории библиографии: I период - возникновение в Древней Греции библиографии (V в. до н.э.) как книгописания, как труда книгописца ("библиографа"); II период - возникновение библиографии (XVII-XVIII вв.) как обобщающей науки о книге и книжном деле (информационной деятельности) и как особого литературного жанра; III период - возникновение библиографии (конец XIX - начало XX в.) как особой науки книговедческого (информационного) цикла; IV период (современный) - осознание библиографии как особой области книжного (информационного) дела со своей специфической дисциплиной - библиографоведением.

    В разработку происхождения и истории развития библиографии за рубежом свой вклад внесли и отечественные ученые, особенно А.Н.Деревицкий, А.И.Малеин, А.Г.Фомин, М.Н.Куфаев и К.Р.Симон.

    Первый период , как установил в начале XX в. наш соотечественник А.И.Малеин, связан с появлением и функционированием самого слова "библиография" в Древней Греции в V в. до н.э. Основным значением этого слова было "не книгоОПИСАНИЕ, а книгоПИСАНИЕ, т.е. создание или распространение книги при помощи единственно доступного древности способа для этого - писания или переписки" [Малеин А.И. О термине "библиография"//Библиогр. листы Рус. библиолог. о-ва. 1922. Л. 1 (янв.). С. 2-3]. Другими словами, библиография с самого начала своего появления обозначала то, что мы теперь называем "книжное дело", или шире - "информационная деятельность".

    Второй период связан с формированием в Европе XVII в. системы наук, которая существует с некоторыми изменениями и дополнениями до сих пор. Слово "библиография" наряду с другими - библиология, библиософия, библиономия, библиогнозия и т.п. - стало обозначать науку о книге (книжном деле, информационной деятельности). Как считает К.Р.Симон, слово "библиография" могло быть или заимствовано из уже имеющегося опыта, или придумано заново по образцу аналогичных названий наук (например, география). Пальма первенства в этом вопросе принадлежит французским ученым. Именно во французской интерпретации библиография как наука появилась в России начала XIX в.

    Здесь следует заметить, что русские ученые не просто заимствовали основы библиографической науки, но, опираясь на свой многовековой исторический опыт, привнесли много оригинального. И приходится лишь только сожалеть, что многие достижения истории отечественной библиографии или недостаточно изучены, или просто игнорируются в угоду самостийным, псевдонаучным построениям.

    Особое новаторство русской библиографии проявилось в следующий третий период ее развития в начале XX в. Русские библиографы в своих научных разработках шли теперь вровень с западноевропейскими и, значит, всего мира. Достаточно сослаться на российское участие в работе Международного библиографического института в Брюсселе, на созвучность идей Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина и Н.А.Рубакина с идеями П. Отле (одного из основателей названного института). Более того, наши ученые во многих отношениях, особенно теоретических, опережали зарубежных исследователей.

    Самое главное из отечественных достижений рассматриваемого периода состоит в том, что была осознана специфическая роль библиографии как деятельности в более широкой системе информационной деятельности (книжного дела, документации), а библиографии как науки - в системе книговедения (документоведения, информатики и т.п.). В частности, стало изживать себя пресловутое сведение библиографии к книгоописанию. Особенно этому способствовала трактовка так называемых видов библиографии, предложенная Н.А.Рубакиным, а затем Н.В.Здобновым. Методологически это было показано в работах А.М.Ловягина, которые до сих пор замалчиваются - или нарочито, или по незнанию. А он развивал среди многих других следующие две, можно сказать, выдающиеся идеи. Первая касается определения библиографии (книговедения) как науки об общении людей, т.е. о книжном деле, информационной деятельности, коммуникации. Вторая связана с использованием и конкретизацией применительно к задачам библиографии такого диалектического метода, как восхождение от абстрактного к конкретному. В противоположность технократическому подходу Н.М.Лисовского ("книгопроизводство - книгораспространение - книгоописание, или библиография") А.М.Ловягин трактовал информационное общение как восхождение, как методологическую редукцию от описания к анализу, а от него к синтезу (вспомним гегелевскую формулу "тезис - антитезис - синтез"). Причем библиография занимает здесь срединное положение, так как синтез ее результатов, вознесение их на общекультурный уровень возможны только через посредство методологии более общей науки - книговедения (или возможной теперь более широкой науки об информационной деятельности). И срединное, центральное место библиографии здесь нельзя считать случайным, так как информационное общение - это диалектический процесс с обратной связью, когда, согласно воззрениям того же А.М.Ловягина, требуется постоянное оживление - по себе мертвой - бумажной культуры, т.е. внедрение на каждом диалектическом витке информационной деятельности всего самого ценного, социально значимого в культурно-историческом развитии общества. В этой связи примечательно, что П. Отле в своих теоретических построениях пошел еще дальше, считая библиографию метанаукой по отношению к документации, т.е. системе всех наук информационно-коммуникативного цикла.

    Поистине, третий период в развитии библиографии был ее золотым веком. К сожалению, мы до сих пор недостаточно используем его новации. А между тем идеи А.М.Ловягина и Н.А.Рубакина получили свое дальнейшее развитие в работах М.Н.Куфаева, но и его творческое наследие в должной мере не изучено и не используется.

    Переживаемый нами современный, четвертый по счету, период в развитии библиографии берет свое начало примерно в 60-е годы, когда началась очередная научно-техническая революция, связанная с внедрением новой информационной технологии (компьютеризации), и бурно формировались такие новые научные направления, как кибернетика, теория информации, информатика, семиотика и т.д. Более глубоко были обоснованы и новые научные принципы, например, деятельности и системности. Именно в соответствии с принципом деятельности по-новому стали трактовать типовую структуру и человеческой деятельности вообще, и книжного дела (информационной деятельности) в частности, где библиография, как мы уже отмечали, соотносима с такой неотъемлемой составляющей любого вида общественной деятельности, как управление, точнее - информационное управление.

    Именно на современном этапе и только в нашей стране было введено новое понятие для обозначения науки о библиографии - "библиографоведение" . Впервые оно было предложено в 1948 г. И.Г.Марковым, который, правда, понимал библиографию и науку о ней излишне узко и прагматически: "Библиография - это указатели и справочники, которые имеют своим объектом книги, а библиографическая наука - это теория создания, оформления и использования библиографических указателей" [О предмете и методе библиографии//Тр./Моск. гос. библ. ин-т. 1948. Вып. 4. С. 110]. Новое обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448-70 "Библиография. Термины и определения", также внедренный впервые в мировой практике. Затем термин "библиографоведение" был повторен в новой редакции указанного нормативного документа - ГОСТ 7.0-77. Но, к сожалению, новое название библиографической науки отсутствовало в новой редакции - ГОСТ 7.0-84. Зато, как мы знаем, вышел первый вузовский учебник под таким названием: "Библиографоведение. Общий курс".

    Возможны новые дискуссии и подходы. Важно подчеркнуть, что придание библиографии управленческой функции в качестве специфической для ее общественной роли в информационной деятельности просматривается как определяющая тенденция на протяжении всей ее истории в нашей стране ( В.Г.Анастасевич, М.Л.Михайлов, А.Н.Соловьев). Но почему-то этому до сих пор придается мало значения, это просто не учитывают в предлагаемых сейчас концептуальных построениях библиографии и науки о ней. Но другой альтернативы нет. Более того, именно функция информационного управления отличает как прошлую, так и современную практику библиографии . Например, задача "руководства чтением" начертана на знамени одного из функциональных направлений библиографии - рекомендательной. Библиографическая подсистема с определяющей функцией управления характерна, как мы уже отмечали, для аппарата традиционной книги, более того, становится специфической частью современных автоматизированных информационных систем (АИС) - всякого рода ИПС, БД, БЗ, ЭС, ИИ и т.п.

    Таким образом, на основе констатации особенностей возникновения и развития библиографии и библиографоведения можно считать, что определяющей сущностью этой специфической отрасли информационной деятельности является информационное управление.

    Тема 5. “Библиографоведениекак система научного знания.

    Библиографоведение. Теория

    Термином “библиографоведение” обозначается наука о библиографии. Долгое время различные теоретические, организационные и методические вопросы, возникавшие в ходе развития библиографической практики, решались самими библиографами-практиками, и объективной необходимости в формировании особой науки о библиографии не возникало. Затем, постепенно усложняясь, библиографическая практика начинает выделять и обособлять круг взаимосвязанных проблем, в решении которых она кровно заинтересована, но сделать это только своими силами не может. И в ответ на потребности библиографической практики возникает научная дисциплина, призванная разрабатывать выдвинутые практикой проблемы. Между практикой и возникшей на ее почве наукой сохраняется тесное взаимодействие, обеспечивающее их взаимное обогащение. Библиографоведение не может существовать и развиваться в отрыве от своего объекта, вне библиографической практики.

    Вместе с тем, однажды появившись, библиографоведение, как и любая другая научная дисциплина, отделяется от своего объекта и начинает самостоятельную жизнь, сохраняя относительную независимость. В ее пределах начинают действовать свои внутринаучные законы, большую силу приобретают собственная логика развития научного знания, связь научных понятий и категорий, нацеленность на раскрытие закономерностей развития и функционирование объекта познания.

    “Библиографоведение” как наука очень молода. Термин “библиографоведение” был предложен И.Г.Марковым в 1948 г., но получил признание и распространение лишь в 70-е годы ХХ в., зафиксирован в стандартах (ГОСТ 16448-70 “Библиография. Термины и определения” и ГОСТ 7.0-99 “Информационно-библиотечная деятельность, библиография”). Последний – ныне действующий и в нем дается такое определение:

    Как видим, дефиниция составлена путем перечисления разделов науки. Это так называемое “аспектное” деление библиографоведения как науки и в связи с этим в структуре библиографоведения различают несколько научных дисциплин: теория библиографии, история библиографии, методика библиографии, организация библиографической деятельности и в последние десятилетия выделяются еще методология и технология библиографии.

    Все эти дисциплины выступают не только в качестве научных, но и учебных дисциплин, которые преподают в ВУЗах.

    Центральное место в библиографоведении отводится теории и истории библиографии.

    Теория библиографии – это научная дисциплина, которая образует “ядро” библиографоведения и исследует

    – проблемы сущности библиографии как общественного явления и области деятельности;


    – закономерности функционирования библиографии, принципы, функции, задачи;

    – терминологию, определения основных понятий;

    – классификацию различных библиографических явлений;

    – структурирование библиографической деятельности; специфику отдельных библиографических явлений (процессов, средств, продуктов и т.п.) и их взаимосвязей;

    – связь с другими сферами общественной жизни, место в системе информационных и социально-культурных коммуникаций.

    Наиболее известными теоретиками библиографии являются российские ученые А.И.Барсук, О.П.Коршунов, Ю.С.Зубов, М.Г.Вохрышева, А.А.Гречихин, Н.А.Сляднева, В.А.Фокеев и др. Из белорусских ученых можно назвать имя профессора В.Е.Леончикова.

    История библиографии относится к числу наиболее развитых библиографических дисциплин. Она изучает:

    – происхождение и развитие библиографии с древнейших времен до наших дней;

    – истоки и причины возникновения тех или иных библиографических явлений, их конкретно-историческую обусловленность;

    – выявление ведущих тенденций развития библиографии на различных этапах;

    – вклад видных библиографов в развитие библиографии.

    В изучение истории библиографии наиболее значительный вклад внесли российские ученые Н.В.Здобнов, М.В.Машкова, К.Р.Симон, Э.К.Беспалова, Б.А.Семеновкер. Из белорусских ученых – ?

    Организация библиографии – раздел библиографоведения, который призван исследовать такие проблемы, как:

    – управление и планирование в области библиографической деятельности;

    – разработка принципов организации деятельности;

    – создание рациональных схем организации библиографических служб в различных информационных центрах и библиотеках;

    – управление персоналом библиографических отделов;

    – организация проектной и инновационной деятельности в сфере библиографии.

    Этот раздел разработан в наименьшей степени, отсутствуют фундаментальные исследования, публикации отражают локальный опыт и не поднимаются на уровень теоретических обобщений. Нередко данное обстоятельство объясняется тем, что библиография организационно не выделена в самостоятельную структуру, развивается в рамках других социальных институтов (библиотек, книжных палат, книжной торговли, музеев), что затрудняет ее исследование в организационном плане.

    Между тем, в этих структурах часто функционируют библиографические отделы, они по разному называются, функции их варьируются в зависимости от специфики задач учреждения. С внедрением новых компьютерных технологий возникают новые организационные структуры, в задачи которых входит регламентирование всех технологических процессов по созданию библиографических баз данных и других работ по автоматизации библиографических процессов. Тем важнее изучение их деятельности в ракурсе организации и управления.

    Методика библиографии – научная дисциплина о приемах, правилах, способах библиографической деятельности. Ее задачами являются:

    – разработка приемов и правил осуществления различных процессов библиографической деятельности;

    – составление нормативов на отдельные виды деятельности;

    – рационализация поиска, хранения, распространения библиографической информации;

    – разработка стандартов, унифицирующих библиографическую деятельность;

    – обоснование методик деятельности в условиях гибридного сочетания традиционных и электронных средств деятельности;

    – разработка критериев оценки качества и эффективности библиографической деятельности.

    Различают общую и частную методики библиографии.

    Общая методика занимается методическими проблемами на уровне, относящемся к библиографии в целом, выделяет и исследует черты общности и сходства в методических решениях, используемых в различных процессах библиографической деятельности.

    Частная методика сосредотачивает внимание на различиях и разрабатывает методические приемы и правила, специфические для отдельных видов библиографии (научно-вспомогательной, рекомендательной и т.д.), процессов библиографической работы (методика библиографического поиска, аннотирования и т.п.), для составления библиографических пособий различных форм, типов, жанров и видов. Особое подразделение частной методики образует отраслевая методика, которая учитывает конкретную содержательную специфику и зависимость библиографирования и библиографического обслуживания в каждой отраслевой библиографии.

    Наиболее разработанными являются методики библиографического описания (Р.С.Гиляровский, Т.А.Бахтурина и др.), библиографирования (М.А.Брискман, М.П.Бронштейн, С.С.Левина, С.А.Трубников, Ю.М.Тугов и др.), библиографического обслуживания (И.Г.Моргенштерн, И.Б.Теплицкая и др.).

    В 80-е–90-е годы ХХ в. внимание исследователей привлечено к разработке технологических и методологических проблем библиографии и заявлено о необходимости оформления соответствующих научных и учебных дисциплин.

    Технология библиографии – научная дисциплина, разрабатывающая технологический аспект библиографической деятельности. Технология предполагает разработку конкретных приемов, последовательности операций, алгоритмов, стратегий, которые способны привести оптимальным образом к получению нужных результатов (например, разработка технологических инструкций на традиционные и автоматизированные библиографические процессы).

    Мысль о выделении в библиографоведении технологического раздела появилась в связи с распространением термина “информационные технологии”. В данном контексте важно четко разделить понятия “информационная технология” и “библиографическая технология”.

    Информационная технология – это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации .

    Библиографическая технология – комплекс средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и использование библиографической информации .

    Следует отметить, что границы между методикой и технологией библиографической работы весьма условны. Разработка методических норм и технологических процессов тесно взаимосвязаны. Например, правила библиографического описания является методическим документом и одновременно они определяют технологию процесса составления библиографической записи. В связи с эти М.Г.Вохрышева предлагает развивать библиографоведческую научную и учебную дисциплину как “методику и технологию библиографической деятельности” .

    Методология библиографии . Этот раздел библиографоведения на современном этапе становится лидирующим. Ученые доказывают, что библиографоведение располагает собственным частнонаучным методом, который носит в то же время общенаучный характер – это библиографический метод. Его суть заключается в исследовании степени изученности научной проблемы, отраженной в различных источниках информации (например, степень цитированности источников и т.д.). Более подробно – в лекциях В.Е.Леончикова.

    Мы рассмотрели “аспектное” направление дифференциации библиографоведения, которое изучает библиографоведение по таким аспектам, как теория, история, методика, организация, технология и методология.

    Существует еще и второе направление дифференциации библиографоведения – “объектное”, связанное с выделением отдельных участков, результатов, процессов библиографической деятельности, которые исследуются библиографической наукой всесторонне, т.е. с теоретической, исторической и организационно-методической точек зрения. На этой основе формируются дисциплины частного библиографоведения (например, отраслевое библиографоведение, рекомендательное библиографоведение, методика библиографирования, методика библиографического обслуживания и т.п.).

    Таким образом, общее библиографоведение – это совокупность научных дисциплин, каждая из которых в определенном аспекте изучает библиографию в целом. Частное библиографоведение состоит из дисциплин, многоаспектно рассматривающих определенные фрагменты библиографического целого. Т.е. библиографоведение можно представить как полидисциплинарный комплекс.

    В одном из своих произведений Валерий Брюсов писал о мирах,... где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И сорока веков! "Память веков" человечества запечатлена на страницах книг. Сейчас существует много разных носителей информации и знаний, но книга продолжает играть среди них главенствующую роль. Как "управляться" с книжными богатствами? - этот вопрос волновал людей издавна. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с Х1 в. стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым емким словом "изборники".

    Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки или глиняные таблички число их достигло многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а по современной терминологии это библиографические пособия.

    "Библиография слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э.

    в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги.

    С крушением античного мира погибла и созданная им книжная культура, исчезло слово "библиография". Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания, совпавшего по времени с наступлением эпохи Возрождения. Библиографами стали называть иногда типографов. И только в первой половине 17 века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в смысле: "список литературы". Затем оно приобрело и более широкий смысл: "книгоописание". В дальнейшем в ходе длительной исторической практики использование термина "библиография" он приобрел черты ярко выраженной многозначности. Можно выделить пять наиболее существенных и устойчивых его значений: 1) "библиография" как отдельный библиографический труд, Библиографический указатель литературы; 2) "библиография" как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому либо признаку или библиография периодической печати; 3) "библиография" как наука, предмет и задачи которой в разное время и разными авторами формулировались по-разному; 4) "библиография" как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации; 5) "библиография" как наиболее широкое собирательное понятие, в объем которого входят все названные выше и любые другие библиографические явления.

    Последние два определения преобладают в современной библиографической науке и практике.

    В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

    В первых двух стандартах на библиографическую терминологию (ГОСТ 16418-70 и ГОСТ 7.0 -77) термин "библиография" был использован для обозначения практической библиографической деятельности.

    В результате термины "библиография" и "библиографическая деятельность" оказались синонимами. Именно из-за этой тождественности понятий "библиография" и "библиографическая деятельность" второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 - 77.

    Между тем деятельный смысл гораздо лучше передается термином "библиографическая деятельность".

    Ныне действующий ГОСТ 7.0 - 84 охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. сама библиографическая деятельность определена в нем как "область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации".

    В последние годы наблюдается стремление найти термину "библиография" логически оправданное место в системе библиографической терминологии. В этом значении "библиография" может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой) , обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.

    Таким образом, термин "библиография", возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности устраняется тождественность понятий "библиография" и "библиографическая деятельность".

    ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ДЕЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ФОРМАМ, ТИПАМ, ВИДАМ, ЖАНРАМ.

    Формы существования библиографической информации разнообразны и конкретно-исторически обусловлены. Во всем этом разнообразии есть общее, состоящее, прежде всего в том, что элементарной ячейкой, из которой складывается любая библиографическая информация, является библиографическое сообщение.

    Библиографическое сообщение формируется из библиографических сведений, т.е. данных о библиографируемом документе, которые извлекаются из самого документа или из других источников.

    Библиографическое сведения лишь необходимый материал для формирования библиографического сообщения.

    Библиографическое сообщение представляет собой состоящее из библиографических сведений целостное структурное образование, являющееся минимальным, далее неделимым элементом библиографической информации.

    Библиографические сведения могут передаваться в устной и документально зафиксированной форме.

    Устное библиографическое сообщение широко применяется в библиотечно-библиографической практике при выдаче устных библиографических справок, в ходе библиографического информирования читателей, при проведении устных библиографических обзоров и консультаций и т.п.

    Библиографическое сообщение, зафиксированное в документальной форме, называется библиографической записью.

    Минимально необходимой частью библиографической записи является библиографическое описание документа.

    Библиографическое описание, будучи минимально необходимым элементом библиографической записи, т.е. документально фиксированного библиографического сообщения, является соответственно обязательным и минимально необходимым элементом любой документально зафиксированной библиографической информации.

    Библиографическая запись выступает в качестве элемента библиографического пособия - главного способа существования и основного средства распространения и использования документально фиксированной библиографической информации. Библиографическое пособие - это упорядоченное множество библиографических записей, объединенных единством замысла, назначения, формы и (или) содержания заключенной в пособии библиографической информации.

    Понятие "библиографическое пособие" охватывает очень широкий диапазон документально фиксированных способов существования библиографической информации. Любая библиографическая информация, зафиксированная в некоторой законченной документальной форме является библиографическим пособием.

    В теории библиографии применительно к библиографическим пособиям используются следующие основные классификационные категории: форма, тип, жанр, вид.

    Различают следующие основные формы библиографических пособий: библиографические издания - непериодические, периодические и продолжающиеся; несамостоятельные издательские формы (внутрикнижные, внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные библиографические материалы) ; - карточные формы (картотеки) ; - механизированные и автоматизированные библиографические (документографические) ИПС, в том числе реализованные на базе ЭВМ; Основными типами библиографических пособий принято считать указатель, список и обзор литературы.

    Библиографический указатель - это библиографическое пособие, имеющее сложную структуру и снабженное вспомогательным аппаратом.

    Библиографический список - это библиографическое пособие постой структуры без вспомогательного аппарата.

    Библиографический обзор - это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах объектах библиографирования.

    Особыми типами библиографических материалов являются указатели к изданиям и вспомогательные указатели к библиографическим пособиям.